Существуют ли феи? Как выглядят настоящие феи. Кто такие феи добавить свою цену в базу комментарий Кто такие феи для детей

Фея (авест. парика – ведьма, фарси Пе́ри, фр. fee, англ. fairy – также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «прекрасные люди» и т. д.) – в кельтском и германском фольклоре – мифологическое существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека – под видом добрых намерений, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще – лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям – прежде всего, младенцев.

Историческая справка

Изначально феи являлись неотъемлемой частью языческих верований у кельтов и германских народов. В мифологии этих народов феи представлялись крошечными людьми, которых очень сложно заметить из-за их небольших размеров. К тому же, феи удачно прячутся от людей, и увидеть их можно разве только случайно. Стоит отметить, что сравнить фей с верованиями других народов, в том числе и мифологией славян, достаточно непросто, так как кельты и германцы подвергли древнее, единое для всех, поверье в помогающих и оберегающих духов серьёзным изменениям. Пожалуй, больше нигде нет аналогичных представлений о крошечных существах, размером с небольшое насекомое, которые при этом практически полностью похожи на людей. Схожие верования существовали разве только в Англии, где маленьких людей называли эльфами.

Поверья в фей стали очень популярными в Европе, а затем и по всему миру, в эпоху расцвета романтизма (XVIII-XIX вв.). Это время, когда различные деятели искусств (художники, скульпторы, писатели) активно обращались к фольклору разных стран, открыло для мира одно из самых красивых поверий. Особенно популярными тогда стали именно миниатюрные девушки-феи, которые буквально стали символами любви, озорства, а также безобидности данной когорты духов.

Изменение значения образа

Несмотря на уникальность этого поверья, что, собственно, и послужило в дальнейшем пробуждению интереса к красивым легендам про фей, сам образ фей и английских эльфов является видоизменённым представлением, которое зародилось ещё во времена индоевропейцев или праиндоевропейцев. Относится данное поверье к обычным обережным духам, духам предков, призрачным духам или существам, которые живут практически везде и всюду, помогают людям и различным территориям (духи места). Это можно понять даже проанализировав сам термин «Фея». По данным учёных-этимологов, «фея» происходит от французского слова «feerie, fee», которое, в свою очередь, происходит от латинского «fata», что в переводе значит – дух-хранитель. Таким образом, крошечное существо фея – это позднейшая переработка древнего поверья в духов-хранителей, которые обитают всюду – в лесах, полях, реках, домах людей, различных постройках людей. Примерно такое же развитие фольклорной традиции поверьев в обережных духов можно наблюдать и в истории нашей страны, где изначальные обережные духи, известные как «Берегини», с ходом времени, изменением мировоззрения людей, смешения с другими верованиями и религиозными течениями, стали разделяться на домовых и банников, дворовых и полевых духов, русалок, а также духов-хранителей, которых в наше время чаще называют ангелами-хранителями.

Описание

В различных сказках и историях феи предстают перед нами не только в образах милых девушек размером с наперсток – встречаются и персонажи, рост которых перевалил за два метра. Кто-то из них владеет волшебной палочкой, а у кого-то есть шапка-невидимка. Некоторые феи живут дружным коллективом на лесных опушках, поют песни и водят хороводы. Они порхают подобно бабочкам, легки и беззаботны, любят окружающую природу и ухаживают за ней.

Описываются и феи, предпочитающие обособленный образ жизни. Они не столь беззаботны, а иногда даже являлись крайне раздражительными особами. Такие феи обитали около человека и считали себя полноправными хозяевами в его жилище. Они вмешивались во все дела, были угрюмыми, обидчивыми и могли напакостить хозяевам дома. Задобрить их можно было лишь сливками и свежим хлебом. Для таких фей характерны тусклые цвета, коричневые и красные оттенки.

Не все феи обладали добротой и чувством юмора. Украсть или подменить младенца у них считалось удавшейся шуткой. Иногда, просто балуясь, они могли уничтожить урожай или поджечь дом. Если же были чем-то обижены, то шкодили хозяевам от души: пачкали белье, воровали вещи и еду, пугали скот.

Характер

  • Очень любят музыку и танцы, и в свободное от работы время на лужайках и полянках устраивают балы.
  • Феи трудолюбивы, – они не только ухаживают за цветами и другими растениями и животными, но и ещё считаются искусными ткачихами, ткут изящные, тонкие ткани, прозрачные и небывалой красоты.
  • Изготавливают волшебные ковры, шапочки, плащи и накидки, прочные и обладающие свойствами становиться невидимыми.
  • Питаются феи в основном нектаром и цветочной пыльцой, ягодами и сочными фруктами, жажду утоляют росой, но иногда не прочь испить молока, воруя его у людей.
  • Люди с осторожностью относились к феям, считалось, что некоторые феи, появляясь на глаза человеку, предвещают скорую смерть. Не все феи дружелюбны по отношению к человеку, некоторые могут приносить вред портить посевы, уничтожать урожай, с помощью волшебства, могут похищать младенцев и заколдовывать людей, убивать скот.
  • И не всегда прекрасная внешность фей соседствует с добротой, фея может озлобиться, и навредить человеку, отомстить ему, принести несчастье, если человек чем-то обидел фею, оскорбил. И если человек нарушил границы владений фей, вторгся на их территорию, помешал им веселиться, то феи непременно накажут и уничтожат этого человека.

Похищения

В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последние, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод – пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», – отмечал Льюис Спенс.

Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённому убеждению, в плену у фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому – чахнут от тоски по родным и близким.

Существуют ли феи? Свидетельства очевидцев

Джон Хьятт, британский лектор из университета, привлёк большое внимание своими фотографиями, на которых предположительно изображены феи в долине Россендейл в Ланкашире. По его словам, он фотографировал разных летающих насекомых этого региона для изучения, но то, что он снял, не похоже на насекомых.

Хьятт предоставляет людям самим решать, что они видят на фото. Он сказал в интервью Daily Mail: «Я считаю, что люди должны рассматривать эти фото с открытым сердцем… Думаю, что это один из случаев, когда нужно поверить, чтобы увидеть. Многие, видевшие эти фото, говорят, что они внесли немного магии в их жизнь, которой так не хватает вокруг».

Ниже приведены некоторые истории, связанные с феями.

Синди Друкер, работающая в «Великой Эпохе», поделилась следующей историей

«Когда я участвовала в программе по молодёжному обмену, в семье, где я жила, были девочки-близняшки примерно пятилетнего возраста. Одна из девочек могла видеть ауру людей и фей, живущих в растениях в саду и в доме.

Мать верила в их истории, но отец не верил. Однажды утром, когда он был один, он подошёл к растению на кухне и сказал: «Если вы и в самом деле существуете, пусть моя дочь скажет за ужином слово «зелёный».

Этим вечером его дочь подошла к цветку, как обычно, затем подбежала к своему отцу и сказала: «Папа, фея хочет, чтобы я сказала тебе слово «зелёный»». После этого случая он тоже поверил в фей».

12-летний мальчик говорит, что феи хотят, чтобы дети их видели

Пол, 12 лет: «Мне очень нравятся феи, однажды я загадал желание под первой загоревшейся звездой: встретить фею. На следующий день я играл вместе со своими животными и тут заметил маленькую девочку, ростом примерно 12 см, в голубом платье и длинной чёрной косой… Я быстро повернулся, она не двигалась. Я так обрадовался, что начал плакать. Она посмотрела на меня, улыбнулась и кинула в меня щепотку пыли. Я чихнул, мне показалось, что она засмеялась. Мне кажется, что феи хотят, чтобы дети их иногда видели, чтобы люди поверили в них».

Эльф телепатически просит о помощи

Роланд, 79 лет: «Я был занят на строительных работах в Белизе, где мы должны были расчищать дороги сквозь леса. Одним ясным утром я работал, расчищая тропу. И тут я увидел летящего в мою сторону эльфа. Он был приблизительно 15 см ростом и одет в чёрно-зелёный жилет. Затем я заметил, что примерно в метре от него за ним гонится большая чёрная птица и пытается его поймать.

Я почувствовал, что он говорит, хотя я на самом деле не слышал его голоса: «Помоги, помоги мне». Но всё произошло так быстро, что я даже не успел ничего сообразить. Последнее, что я увидел, как он летит в сторону леса, преследуемый большой чёрной птицей.

Это произошло 15 лет назад в Белизе. Я до сих пор помню полёт этого эльфа. Хочется верить, что он смог улететь».

Два поколения видели фей в одном и том же месте

Дэнни, 36 лет: «Я увидел фей в возрасте 6-10 лет. У бабушки и дедушки была дача в Патерсон Крик, Западная Вирджиния. Они владели этим домиком ещё с тех пор, как моя мама была маленькой девочкой. Я проводил там каждое лето, играя и рыбача.

«Однажды я сидел на своём любимом месте для рыбалки… Уже темнело, но вещи можно было по-прежнему разглядеть. Я рыбачил и вдруг увидел маленькую фигуру, кружившуюся над моей удочкой. Она приземлилась на конец удочки. Она выглядела как девочка с очень длинными волосами, такими же длинными, как её тело. Естественно, я испугался и начал двигать удочкой, тогда она слетела. Когда я прекратил, она опять села на удочку. Я прибежал домой и рассказал бабушке и маме о том, что я увидел.

Бабушка многозначительно посмотрела на маму, и мама сказала, что когда она была маленькой, однажды она и её кузина ели на даче. В этот момент прилетела фея и утащила кусочек её пирога. Бабушка тогда решила, что она выдумала это».

Образ феи в произведениях культуры

В литературе

В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она – женщина, которая обрела магические способности путём познания).

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других – постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет. Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создаёт хаос в природе и формирует «наркотически-зыбкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы – в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

В кинематографе и анимации

  • Фильм «Страна фей» (англ. The Magical Legend of the Leprechauns) посвящён описанию противостояния ирландских «эльфов»-фэйри и лепреконов на фоне любовной истории в стиле Ромео и Джульетты.
  • Фея Динь-Динь – персонаж диснеевских мультфильмов о Питере Пэне.
  • Феи являются главными героинями в мультсериале «Клуб Винкс», а также полнометражного мультфильме «Феи».
  • Феями являются ангелы и демоны в мультсериале «Друзья ангелов».
  • Главная героиня сериала «Настоящая кровь» (Суки Стакхаус) – получеловек, полуфея.
  • В 9-й серии 6-го сезона сериала «Сверхъестественное» («Хлопни в ладоши, если веришь») показаны феи и лепреконы.
  • В сериале «Зов крови», фейри – общее название для всех мифический существ всех времён и народов, стран и фольклоров.
  • В фильме «Лабиринт Фавна» присутствуют феи.
  • Зубная фея – персонаж мультфильма «Хранители снов».
  • Малефисента – персонаж классического мультфильма 1959 года и одноимённого игрового фильма 2014 года, выпущенных студией Disney.
  • В аниме-сериале «Хвост Феи» рассказывается о гильдии волшебников, носящей название «Хвост Феи».
  • Аниме «Граф и фея» по одноимённому циклу лайт-новел Мидзуэ Тани.
  • Феи, вместе с эльфами, – персонажи мультсериала «Маленькое королевство Бена и Холли».
  • Феи появлялись в серии «Маленькие Миры» сериала «Торчвуд».
.
.

Фея - В мифологии западноевропейских народов сверхъестественные существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда – с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми. Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми примечательными из всех второстепенных сверхъестественных существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной, или эпохой. Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность - когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.
Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Для этого они специально выравнивают поляны в лесу, чтобы не было ни рытвин ни кочек, и эти поляны становятся их танцплощадками. Едят феи цветочную пыльцу и пьют утреннюю росу. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, в том, что сидят за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидимки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».
Все феи и эльфы , без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Слово фея - fae или фейри - faerie пришло в английский язык со старофранцузского, которое в свою очередь пришло туда от латинского слова "Fata", которое упоминало три мифологические персонификации судьбы, греческих мойр (римские Парки), которые, как предполагалось, три ночи после рождения ребенка, определяли судьбу его жизни. Они обычно описывались как холодные, безжалостные старые ведьмы (в отличие от современного описания (красивые женщины с крыльями или без, маленького или большого размера). Латинское слово fata дало современному итальянскому, каталонскому и португальскому fada и испанское hada, все это означает фею. Старофранцузский fae, имел значение "чародей". Таким образом faerie означал "очарование". Феи часто изображаются, очаровывающими людей, насылающими иллюзии, чтобы изменить эмоции и восприятие, для своих игр и проказ. Современный английский язык унаследовал два срока "Фея" и "фейри", наряду со всеми ассоциациями, приложенными к ним. «Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее – это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника ». (Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

Просмотреть дополнительные рисунки фей вы можете в

И дети, и помнящие свои детские развлечения взрослые с любовью перечитывают строчки о приключениях – мальчика, который не хотел взрослеть. Сбежав от семьи через дымоход, парнишка отдался на волю приключений, вихрем закруживших его на вымышленном острове под названием Нетландия.

Волшебный клочок земли, затерянный в таинственных морях, подарил Питеру новых друзей, опасных соперников, захватывающие дух игры и волшебство. Здесь живут чудовища, и мальчик, у которого не выпадают молочные зубы, готов ринуться в бой в компании верных друзей.

Существует четыре сюжета, повествующие о похождениях бесстрашного Питера Пэна: «Белая птичка», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», «Питер и Венди», «Питер Пэн в багровых тонах».

История создания

Питер Пэн появился на свет благодаря воображению писателя Джеймса Барри. Уроженец Шотландии, Барри родился в 1860 году и получил хорошее образование. Склонность к написанию литературных очерков и рассказов мальчик демонстрировал с детства. По окончании университета он стал журналистом и создал много пьес, романов и произведений других жанров. Ввиду того, что эпоха не располагала к созданию книг для детей, Барри стал одним из успешных авторов, чьи работы находили остроумными взрослые читатели.


Вдохновение, подтолкнувшее Джеймса Барри на написание прославившего его «Питера Пэна», пришло к литератору после знакомства с семейством Дэвис. Впервые имя шаловливого парнишки возникло в романе «Белая птичка». В 1911 году автор посвятил ему целую книгу под названием «Питер Пэн и Венди». По задумке писателя маленький герой его произведений должен был стать собирательным образом всех детей в мире.

Это ребенок из обычной семьи, испытывающий непреодолимую тягу к приключениям. Непоседа и озорник, Питер Пэн получил от вождя племени краснокожих прозвище Крылатый Орел за то, что был горд, обладал индивидуальностью и непреклонным характером. Конечно, способность летать тоже повлияла на возникновение нового имени.


Барри создал уникального героя с яркими лидерскими качествами, дружелюбного защитника близких. «Потерянные мальчики» разглядели в нем предводителя, способного взять под свою опеку. Питеру Пэну свойственны качества, характерные подросткам. Он эгоистичен и проявляет максимализм в суждениях, строптив и отважен. Мальчик не хочет взрослеть и не меняется с течением времени.

Среди друзей Питера важное место занимает фея Динь-Динь. Пэн – ее лучший друг, поэтому волшебница всегда готова встать на сторону задиры. Малышка ревностно относится к его окружению и претендует на все внимание приятеля. Она – самый волшебный персонаж в книге, поэтому описанию героини стоит уделить больше внимания.

Биография и сюжет

У крохотной Динь-Динь – обычная для сказочного персонажа внешность. Малышка размером с ладонь юна и хороша собой. Она одета в платье из листьев, подчеркивающее изящество ее точеной фигурки. Когда Динь-Динь летает, трепеща аккуратными крылышками, создается впечатление, что она похожа на золотистую точку. Голос феи напоминает звон колокольчика, благодаря ему девочка и получила свое прелестное имя.


Динь-Динь и Питер Пэн – друзья. Фея демонстрирует сложный характер. Она впечатлительна, темпераментна, легко вступает в ссоры и так же легко идет на примирение. Волшебница всегда приходит на помощь в сложную минуту, но отличается непослушанием и своенравностью.

Раздумывая над тем, кем будут главные герои произведения, Джеймс Мэттью Барри описал Динь-Динь в повествовании. Своим детям писатель рассказывал, что, когда впервые раздается смех малыша, на свет появляется фея.


Когда Динь-Динь родилась, она поселилась на волшебном острове под названием Нетландия. Там жили мальчишки-сорванцы и пираты, которыми руководит капитан Крюк. Фея быстро подружилась с «потерянными мальчиками» и даже успела поучаствовать в их похождениях. У Динь-Динь есть важная работа: охранять флору и фауну, помогать листьям растений сменять оттенок, солнцу – топить снежные сугробы, а зверям – выходить из спячки и вылезать из норок.

В книге Барри описывает фею как повелительницу кастрюль и чайников. Девочке очень нравится чинить посуду, и по оригинальному имени персонажа это очевидно. «Tinker Bell» в переводе с английского означает «починка».


У феи была маленькая мастерская, где она давала вторую жизнь медным кастрюлькам, сковородкам и другому скарбу из блестящего материала. Волшебница жила на ветке дерева и по вечерам после трудов любила выпить тыквенный коктейль, любуясь результатами работы.

Динь-Динь обладает волшебной силой. В ее распоряжении – пыльца, позволяющая летать. Благодаря этому составу взмывает в воздух сама фея, Питер Пэн, Венди и ее братья. Позднее Барри опубликовал продолжение книги, рассказав о первой любви Динь-Динь – эльфе по имени Летящий Огонёк. Очарованная подвигом возлюбленного, фея выходит за него замуж, и их волшебная история продолжается в семейном дуэте.

Вопреки традиции завещания авторских прав родственникам, Джеймс Барри отдал их детскому госпиталю «Грейт Ормонд Стрит» в Британии. На его территории располагается бронзовая скульптура, изображающая фею. Статуя появилась в сквере госпиталя в 2005 году и считается самой маленькой в Лондоне. Высота едва достигает 24 см, а размах крыльев персонажа – 18 см.


История о Питере Пэне пользовалась популярностью у кинорежиссеров. В образе Динь-Динь на экране неоднократно выступали востребованные актрисы. Среди них Вирджиния Брауни (1924), Екатерина Черненко (1987), (1991) и Людивин Санье (2003).

Динь-Динь появлялась на экранах в мультфильмах «Потерянное сокровище», «Волшебное спасение», «Загадка пиратского острова», «Тайна зимнего леса», «Зимняя история». В проектах компании «Дисней» у феи есть родственница. Ее сестра обладает не менее поэтичным именем – Незабудка.


Первый мультфильм, в котором образ феи получил визуальное воплощение, вышел под руководством в 1953 году. После премьеры зрители думали, что мультипликатор вдохновлялся , но сам автор уверял, что был впечатлен внешностью Маргарет Керри. На момент создания проекта Керри уже была знаменита, а звезда Монро только восходила на кинематографическом небосклоне.

Образ, созданный Уолтом Диснеем, вдохновил последователей. Благодаря сказочнице Гейл Карсон Левин сегодня фея Динь-Динь стала самостоятельным персонажем. Она оказалась героиней многочисленных рассказов о компании фей под названием «Wings». Экранизация сказок демонстрируется в мультипликационных вариациях под лейблом «Феи».


Динь-Динь стала символом «Дисней». Изображение персонажа украшает брендированную продукцию, промо-ролики к мультфильмам и детские товары для маленьких модниц. Примечательно, что, несмотря на простое происхождение волшебницы, она включена в серию «Диснеевские принцессы».

(При составлении нижеследующего поста использовалась статья Вл. Гакова “Проблемы малого народца” в частности и различные труды по мифологии и фольклору в целом)

Итак, прежде всего – в различных традициях существует два вида эльфов. Один происходит от альвов, другой от народца-файери. Последние (их часто и более правильно называют феями) отличаются крошечным ростом (не более трех дюймов) и наличием крылышек (как у бабочки или стрекозы) за спиной.

Другой же род эльфов отличается высоким ростом, хрупким сложением, заостренными ушами и миндалевидными глазами – то есть именно такие какими их вывел Толкиен и сделал эталоном для фэнтези-литературы, и уже от этого отталкивались (либо придерживаясь тех же рамок, либо стремясь найти что-то новое) прочие авторы.
А теперь немного подробнее…

Как и все остальное по части фей, первоисточник появления их названия остается неизвестным. Словами, соответствующими слову “фея”, в Испании и Италии были “fada” и “fata”. Очевидно, оба они были производными от латинского слова “fatum”, то есть рок, судьба, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Однако во Франции сходное с ним слово “fee” происходит от латинского “fatare” через старофранцузское “feer”, означавшее “очаровывать, околдовывать”.
Это слово говорит о способности фей изменять мир, который видят смертные. От этого же слова происходит английское слово “faerie” - “волшебное царство”, которое включает в себя искусство колдовства и весь мир, в котором феи существуют. “Fairy” и “Fay”, что означает фея, эльф, являются другими производными этого слова-прародителя и относятся только к отдельным существам.
В Англии волшебных существ называли также “эльфами”.
Слово “эльф” пришло в Англию из скандинавских и древнегреческого языков. В Скандинавии понятию эльф соответствовало “alfar”, которое, поскольку волшебники были связаны и с земными предметами, имело отношение к воде и горам.
Смертные использовали эти взаимозаменяемые термины для обозначения обширного ряда непостижимых существ. Помня о природе фей, они чаще всего обозначали их с помощью эпитетов – Господа, Добрый Народец и так далее. В те дни использование настоящего имени таило в себе угрозу, а в случае с феями было просто неразумным из-за непредсказуемого характера и неограниченного могущества этих существ.
Для удобства классификации все их общество могло быть условно поделено на крестьянство и аристократию. К крестьянам относились феи – потомки духов, которые покровительствовали природе. Они были хранителями полей, деревьев, лесных озер и горных потомков (напрямую восходя к древнегреческим наядам, дриадам и ореадам). Хотя они и обладали в некотором роде могуществом обитателей волшебного царства – могли стать невидимыми или предстать в другом облике, - эти феи были сравнительно дикими существами, и их встречи со смертными были сравнительно редкими, в отличие от их благородных родственников. О присутствии такой феи чаще всего говорили косвенные признаки, свидетельствовавшие об их деятельности: примятость травы, по которой ходили невидимые волшебницы, шелест в ветвях деревьев, мерцание льдинок в морозных узорах на оконном стекле.
Аристократия волшебной страны была совсем иной. Эти существа, как принято считать, были потомками древних побежденных богов. Это была могущественная раса, населяющая подземные и заморские царства, для смертных встреча с ними была пределом мечтаний, но и таила в себе множество опасностей. Скандинавские альвы (alfar) подразделялись на хороших и плохих: Lioza` Ilfar, или Светлых эльфов – обитателей светлых пространств (как правило лесных); Doka` Ilfar, или Темных эльфов, чье королевство помещалось под землей (здесь по-видимому прообразом послужили еще одни обитатели скандинавской мифологии – цверги. Впрочем, те вроде бы прямые предки гномов). У шотландцев были те же отличия: одних фей называли “The Seelie Court” или Благословенным дворцовым обществом, и “The Unseeile Court”, последние чаще всего считались мстительными духами усопших.
В Уэльсе их называли “Тилуэф Тедж”, или Прекрасное Семейство. В Ирландии они были известны под именем “Дэйойн Сайд”, что означало Обитатели Волшебных Курганов, из-за того, что они прятали свои дворцы под поросшими травой холмами.
Считается, что именно в Ирландии правил когда-то народ, являющийся предками для эльфов (по крайней мере, что касается Англии в целом. Ибо более принято считать, что эльфы – это альвы из Скандинавии). Люди называли их Туата де Данан, что означало “народ богини Дану” – богини плодородия. Летописцы прославили их как “искусных музыкантов и прекрасных сказителей, одаренных богатым умом и прекрасной внешностью, обладавших великолепной одеждой и самым совершенным оружием”. Сколько времени они правили Ирландией – неизвестно, но во времена, более древние чем ирландский гранит, они были побеждены смертными завоевателями – предками галов, которые стали править островом. Владениями древних хозяев Ирландии стали глубины морей и земные недра. “Врата, ведущие в их царства, открываются в некоторых зеленых холмах. За этими холмами живет тайный, изменчивый мир Туата. Здесь заколдованные сокровища, здесь действует старая магия, перед которой не устоять смертным. Другое солнце светит здесь и другое время, отличное от человеческого, отсчитывает дни этого мира”

После норманнского завоевания Англии феи заметно потеснили “родных” англосаксонских эльфов. Хотя со временем в общественном сознании и те, и другие основательно перемешались с остальными представителями “малого народца”. Это и обитатели могильных курганов – кельтские сиды (sidhe), и валлийские озерные девы (gwragedd annwn); а также ирландские лесные сапожники - лепреконы (leprchaun), немецкие горные кобольды (kobolds), корнуэльские пострелы – пикси (pixie) и другие, составляющие собой то самое сказочное братство, живущее в полях, водоемах и подземельях, которое называют “малым народцем”.
Так же как галлы вытеснили народ Туата, так и по мере покорения дикой природы человеком феи все дальше уходили от границ, досягаемых для цивилизации. Как гласило одно стихотворение:

Где вы теперь, подарки фей, где добрые хозяйки?
Теперь живут всех веселей неряхи и лентяйки.
Что толку холить свой очаг, о чистоте радея?
Ведь шестипенсовик в башмак вам не положит фея.
На этих кольцах и кругах, по их волшебной вере,
Они плясали на лугах в дни королевы Мэри.
Но вот пришла Элизабет, за ней – суровый Яков,
И затерялся эльфов след меж лютиков и маков… ©

Английская литература обратила внимание на “малый народец” в елизаветинскую эпоху, самыми известными примерами являются поэма Эдмунда Спенсера “Королева фей” (вышедшая в 1596 году), а также пьеса Шекспира – “Сон в летнюю ночь” (1600). С тех пор феи и другие представители “малого народа” не покидали английскую поэзию и прозу уже никогда. Да и не только английскую. В Англии им отдали творческую дань Сара Кольридж, Джон Раскин, Батлер Йитс и один из предтеч современной фэнтези – Джордж Макдональд. На континенте – Шарль Нодье, Людвиг Тик, братья Гримм, Гете, Шарль Перро, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и многие другие. Причем каждый автор орнаментировал истории о “малом народце” в соответствии со своими литературными вкусами, модой времени, религиозными и культурными традициями.
В первой половине ХХ века эстафету подхватили авторы фэнтези. Начиная от лорда Дансени (как вариант - Дансейни), чей роман “Дочь короля эльфов” (1924) относится к классике жанра, а также романа Лиона Спрэга де Кампа и Флетчера Претта “The land of unreason”, ну и конечно же трилогии Джона Рональда Роуэла Толкиена “Властелин Колец”. Также можно упомянуть: Пол Андерсон – романы “Сломанный меч” и “Дочь водяного”, а также поэтичная повесть “Царица Ветров и Тьмы” (получившая сразу две высших премии американской фантастики “Хьюго” и “Небьюлу”); Джон Кристофер “Малый народец”; Кэролин Черри “Сонный камень”” и “Фея в тени”; Джон Краули “Маленький, большой”; Джеймс Блэйлок “Корабль эльфов”; Эмма Булл “Война дубов”; Гай Гэвриел Кей “Гобелены Фьонавара”; Маргарет Уэйс и Трейси Хикмен “Сага о копье”…
При желании каждый сам сможет назвать еще не один десяток произведений в этом жанре – ибо после Толкиена про эльфов не писал только ленивый. (В описании к одной РПГ в стиле фэнтези при перечислении рас говорилось “Да, стандартнее людей с гномами, в AD&D могут быть только эльфы”). К сожалению, такое обилие произведений в жанре “фэнтези” довольно пагубно сказалось на самом жанре – но это уже совсем другая история.
”А закончилось все именно летней ночью, когда влюбленные пары занимаются своими делами и лиловые шелковые сумерки окутывают деревья. В стенах замка, даже после того как праздник завершился, еще долго звучали веселый смех и звон серебряных бубенчиков. А с пустынных склонов холма доносилось лишь молчание эльфов”.

В Скандинавии в мифах есть (ljoss)alfar, swartalfar (они же dokkalfar). В принципе, темных альвов отождествляют с двергами, потому что о темных альвах известно под этим словосочетанием немного. Скажем, два свартальва встречают героя у ворот подземного царства Локи. А в Эдде чаще всего речь о двергах.

В фольклоре же есть еще упоминание о таких существах: hulda-folk, скрытый народ, - больше отвечает смыслу темы. В сказаниях о них есть тоже, как и у кельтов, упоминание и про чудесную силу кузнецов, и про непредсказуемость в поведении, и про помощь людям, и про иной ход времени и даже про переселение скрытого народа.