Задания а1 по русскому языку. Раздел "Аудирование"

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

5

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6

Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и фактором производства (обозначено цифрами).

9

В стране Х выборы в парламент проводятся по смешанной избирательной системе. Какие особенности этой избирательной системы?

1. выборы проходят по мажоритарным округам

2. большинство мест в парламенте получают представители партий-победителей

3. депутатами избираются те, кто преодолел определенный процентный барьер

4. выборы происходят и по партийным спискам, и по территориальным округам

6. на избирательном участке избиратель получает два бюллетеня

10

Среди школьников региона был проведен опрос о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в процентных показателях) представлены в таблице.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наибольшее число опрошенных считают добрым делом заботу о пожилых людях.

2. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о детях, больше, чем тех, кто считает добрым делом любую бескорыстную помощь.

3. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и борьбу с социальной несправедливостью.

4. Каждый пятый учащийся считает добрым делом все, что сделано от чистого сердца.

5. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

11

Выберите верные суждения, которые иллюстрируют права налогоплательщика в Российской Федерации.

1. Уплата законно установленных налогов

2. Проведение в предусмотренных законом случаях в установленном порядке учета доходов и расходов.

3. Получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

4. Предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

5. Обжалование в установленном законом порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

6. Предоставление информации налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

12

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

13

Выберите верные суждения о харизматической власти.

1. Харизматическая власть основывается на традициях и обычаях.

2. Для харизматической власти характерно приписывание лидеру исключительных качеств.

3. Харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

4. Такая власть основывается на рациональных правилах поведения.

5. Харизматическая власть основана на юридических нормах, которые необходимо выполнять.

14

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и видом социальных норм (обозначено цифрой).

15

Расходы государства Q в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Какие из приведенных признаков подтверждают данные выводы?

1. увеличилась производительность труда на предприятиях всех форм собственности

2. возросло число частных предприятий

3. возник дефицит государственного бюджета

4. снизились потребительские расходы

5. увеличилось количество зарубежных инвесторов

6. правительство повышает акцизы на некоторые товары

16

Какие виды договоров обязательно должны быть заверены нотариально?

1. брачный договор

2. покупки-продажи бытовой техники

3. договор подряда

4. договор ренты

5. договор мены

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Гражданское право»? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. К числу источников права относят обычаи (обычаи делового оборота).

2. В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных деяний людей.

3. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

4. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

5. Одна сторона правоотношений, регулируемых этой отраслью, часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне.

6. К числу объектов прав относят нематериальные блага.

18

Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?

1. таможенные тарифы

2. квотирование

3. демпинг

4. таможенные пошлины

5. эмбарго

6. лицензирование

19

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Термин «тоталитаризм» применяется в трёх аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях холодной войны концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются им для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие само требует точного научного определения. В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов. Своё, ставшее классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%),  чьё ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства вооружённой борьбы;

5) система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов, населения;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооружённой борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие. Главное отличие умеренного тоталитаризма от жёсткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жёсткий тоталитаризм построен на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей частной собственности. Умеренный тоталитарный режим занимается экономической и производительной деятельностью лишь в виде исключения и только в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности. Для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют её основную функцию».

(По материалам работы А. А. Шанина «Тоталитарный режим» )

Показать ответ

Названы аспекты: 1) политико-идеологический, 2) эмоционально-оценочный, 3) научный.

Дано объяснение: термину нужно дать научное определение, так как в противном случае он станет «словесным трафаретом».

Показать ответ

  • Авторы: К. Фридрих и 3. Бжезинский;
  • Критерии: 1) единственная массовая партия; 2) официальная идеология, признаваемая всеми; 3) монополия на СМИ; 4) монополия на все средства вооружённой борьбы; 5) система террористического полицейского контроля; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Аргументы:

1. любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности;

2. любой режим стремится к полному контролю над армией, полицией, органами госбезопасности;

3. любой режим применяет все формы насилия, если находит это целесообразным и в состоянии руководить силовыми структурами для защиты своих интересов.

Выпишите из текста предложение, которое указывает на создание автором текста своей классификации тоталитарных режимов. Назовите два основных отличия названных автором текста разных видов тоталитарных режимов. Приведите два примера тоталитарных режимов, существовавших в прошлом или существующих в настоящее время.

Показать ответ

  • «Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие».
  • Основные отличия: 1) умеренный тоталитарный режим сохраняет частную собственность - жёсткий тоталитарный режим ликвидирует частную собственность, 2) проводит частичную национализацию (конфискацию) частной собственности - жёсткий тоталитарный режим проводит полную национализацию частной собственности; 3) опирается на крупный капитал и ВПК - опорой жёсткого тоталитаризма является государственная собственность; 4) умеренный - занимается экономической деятельностью только в случае крайней необходимости, а для жёсткого - это основной вид деятельности (функция);
  • Примеры тоталитарных режимов: гитлеровская Германия 1933-1945 гг.; сталинский режим в СССР; современный режим в КНДР.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальный трудовой спор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о нормативных документах, определяющих порядок урегулирования, а другое - пример индивидуального трудового спора.

Показать ответ

  • Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
  • Индивидуальный трудовой спор урегулируется в соответствии трудовым законодательством РФ (законами Российской Федерации); 2) спор по вопросу установления или изменения индивидуальных условий труда; спор в случае отказа в приёме на работу; спор в случае незаконного (оспариваемой законности) увольнения.

Все нормы права закреплены в источниках права. Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Назовите три источника права, каждый из них проиллюстрируйте примером.

Показать ответ

  1. Нормативный правовой акт установленной формы. Например, закон об образовании, принятый Государственной думой РФ.
  2. Подзаконный акт. Например, постановление Правительства Российской Федерации, детализирующее применение закона.
  3. Нормативный договор. Например, договор между двумя государствами о сотрудничестве в какой-либо сфере.
  4. Правовой прецедент. Например, случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для принятия решения в настоящем.
  5. Правовой обычай. Например, исторически сложившиеся правила поведения, впоследствии включённые в закон.
  6. 3) Конституционные принципы избирательного права:

    а) всеобщность избирательного права;

    б) равное избирательное право;

    в) прямое избирательное право;

    д) добровольность участия в выборах.

    4) Порядок выборов Президента РФ.

    5) Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

    6) Выборы в органы местного самоуправления.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Живи и жить давай другим». (Г. Р. Державин)

    29.2. Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». (Френсис Бэкон)

    29.3. Социология, социальная психология «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

    29.4. Политология «Чем больше чувство ответственности, тем.меньше жажда власти». (Стефан Гарчиньский)

    29.5. Правоведение «Где право, там средство его защиты». (Латинское изречение)

    Видеоразбор заданий

    № задания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Шестое задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности; в нем приводится краткое описание какой-либо ситуации и перечень фактов или признаков – необходимо определить, какие из них соответствуют указанной ситуации.

Основная сложность заключается в том, что фактов приводится 5-6, а выбрать нужно лишь несколько, но точное количество верных вариантов не указано (как правило, их бывает 2 или 3). Тем не менее, если внимательно прочитать задание и порассуждать, выполнить его совсем не так сложно.

Максимальный балл за 6 задание ЕГЭ по обществознанию – 2; он ставится в том случае, если в ответ записаны все верные варианты – то есть нет ни одной пропущенной либо лишней цифры. Если же одна цифра не дописана либо написана неверно – ставится 1 балл, а если таких ошибок 2 и более, баллы за это задание не начисляются.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем условие задания и приведенные варианты ответов;
  2. Анализируем, какие варианты удовлетворяют заданному условию, в случае затруднения действуем методом исключения;
  3. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №6 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

В государстве Х проводится реформа образования. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Ориентация на интересы и способности каждого учащегося.
  2. Компьютеризация образовательного процесса.
  3. Уделение особого внимания нравственному воспитанию.
  4. Сокращение времени изучения естественных наук.
  5. Увеличение количества учебных предметов.
  6. Применение технологий, сберегающих здоровье.

Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, что такое гуманизация образования. Как мы помним, этот процесс предполагает переориентацию обучения на развитие личности путем учета ее индивидуальных интересов и способностей, а также на развитие общекультурного, нравственного компонента в образовательной системе.

Зная это, мы сразу можем определить, что первое утверждение подходит под условие задания. Компьютеризация образовательного процесса не относится к гуманизации образования – это, скорее, свидетельство прогресса и улучшения технического оснащения школ. А вот уделение особого внимания нравственному воспитанию, наоборот, подходит. Изменения в количестве изучаемых предметов или во времени их изучения не имеют отношения к процессу гуманизации, а применение технологий, сберегающих здоровье, специалисты считают одной из ярких черт гуманизации образования.

Ответ: 136.

Второй вариант задания

Виталий работает в научно-исследовательском институте. Какие из приведенных фактов говорят о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Он занимается анализом научных публикаций по своей специализации.
  2. Он входит в профсоюзную организацию.
  3. Он часто посещает городскую библиотеку.
  4. Он выступил с докладом на международной научной конференции.
  5. Он готовит к публикации монографию.
  6. Он просматривает вечерние выпуски новостей.

Как видно, задание не такое сложное, как может показаться – выполнить его хотя бы на 1 балл можно даже в том случае, если не знаешь ничего по теме научной деятельности. Анализ научных публикаций по специализации относится к научной деятельности, поскольку анализ – один из методов науки. В профсоюзную организацию может входить любой человек, поэтому этот пункт не подходит. То же самое относится и к посещению библиотеки. А вот выступление с докладом и подготовка монографии – яркие черты, характерные для научной деятельности: люди, не занимающиеся наукой, делать этого не могут. Остается просмотр новостей, который не имеет отношения к профессиональной деятельности.

Ответ: 145.

Третий вариант задания

В стране Х проживает 80 млн человек. Какие из приведенных фактов говорят о том, что она относится к индустриальному обществу? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Широкое распространение компьютерных технологий.
  2. Рабочие занимают значительный процент от всего занятого населения.
  3. Активное участие людей в политической жизни страны.
  4. Промышленное производство преобладает над аграрным.
  5. Распространены многопоколенные семьи.

Распространение компьютерных технологий – черта информационного или постиндустриального общества. Преобладание социального класса рабочих характерно для индустриального общества. Активное участие людей в политической жизни страны не является особенностью индустриального общества – это может быть характерно и для постиндустриального общества. Преобладание промышленного производства над аграрным наблюдается именно в индустриальном обществе, а вот многопоколенные семьи могут быть распространены и при традиционном укладе.

Четвертый вариант задания

Былины – один из ярких примеров русской народной культуры. В каких из приведенных фактов содержится информация, которая позволяет сделать вывод о том, что они относятся именно к народной культуре? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Они не имеют персонального авторства.
  2. Их изучают в школе так же, как и 30 лет назад.
  3. Их сюжеты были экранизированы.
  4. Они на протяжении долгих лет передавались из поколения в поколение.
  5. Их сюжеты были проиллюстрированы многими художниками.

Народная культура – одна из форм культуры, к которой относятся различные мифы, легенды, былины, сказания, эпос, составленные неизвестными авторами. Следовательно, первое положение – о том, что они не имеют персонального авторства – подходят. А вот изучение в школе не является ярким признаком народной культуры – так же, как и 30 лет назад, мы изучаем произведения Пушкина и Лермонтова, не относящиеся к народной культуре. Экранизация сюжетов также может быть характерна для всех форм культуры, что можно сказать и об иллюстрации художников. Передача из поколения в поколение – яркая черта народной культуры, нередко произведения обретали новые детали во время многочисленных пересказов.

Пятый вариант задания

Екатерине 20 лет. Найдите в приведенном списке социальные характеристики Екатерины. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Рост Екатерины – 173 см.
  2. Екатерина – добрый и отзывчивый человек.
  3. Екатерина хорошо и старательно учится в университете.
  4. Екатерина занимается волонтерством.
  5. У Екатерины зеленые глаза.
  6. По темпераменту Екатерина – сангвиник.

Рост, вес, цвет глаз и волос – это черты внешности, которые относятся к биологическим характеристикам, значит, пункты 1 и 5 не подходят. А вот пункты 2 и 3 отображают черты характера, которые появляются не от рождения, а в ходе воспитания, взросления, социализации человека, то есть относятся к социальным характеристикам. То же можно сказать и о занятии волонтерством – это напрямую относится к социальным взаимодействиям. В 6 положении говорится о типе темперамента; темперамент считается биологически врожденной чертой, и на ЕГЭ этот пункт не относится к социальным характеристикам.

Ответ: 234.

Шестой вариант задания

В стране Х принята новая Конституция. Найдите в приведенном списке положения, которые указывают на то, что страна Х – правовое государство. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Каждый человек имеет право на собственность.
  2. Все равны перед законом.
  3. Никакая религия не является государственной.
  4. Государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную.
  5. Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь.

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором действует принцип верховенства закона, признаются и гарантируются права человека. Основные принципы правового государства – разделение властей, равенство всех перед законом, контроль над осуществлением законов, взаимная ответственность государства и гражданина. Исходя из этого, можно сказать, что положения под номерами 1 и 4 относятся к ярким характеристикам правового государства. А вот все остальные факты могут относиться как к правовому, так и к другому государству.


О тестировании по русскому языку как иностранному
(ТРКИ, уровни А1-С2)

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:

  • ТЭУ — Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1);
  • ТБУ — Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2);
  • ТРКИ-1 — Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (В1);
  • ТРКИ-2 — Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень (В2);
  • ТРКИ-3 — Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень (С1);
  • ТРКИ—4 — Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень (С2).

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным соотносится с системами тестирования, принятыми в других странах.

Россия Элементарный уровень Базовый уровень I уровень
(ТРКИ-1)
II уровень
(ТРКИ-2)
III уровень
(ТРКИ-3)
IV уровень
(ТРКИ-4)
A1 A2 B1 B2 C1 C2
Европа Level 1
Breakthrough Level
Level 2
Waystage Level
Level 3
Threshold
Level
Level 4
Vantage
Level
Level 5
Effective Operational Proficiency
Level 6
Good User
США Novice Intermediate Intermediate-High Advanced Advanced Plus Superior Native

C 1997 года Российская государственная система тестирования (ТРКИ) является официальным членом Association of Language Testers in Europe (ALTE).

Порядок проведения тестирования

ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней :

  • Элементарный,
  • Базовый,
  • I сертификационный,
  • II сертификационный,
  • III сертификационный,
  • IV сертификационный.

Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):

  • Лексика. Грамматика,
  • Чтение,
  • Аудирование,
  • Письмо,
  • Говорение.

Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. Если по одному из них тестируемый получил менее 66%, он имеет право еще раз за дополнительную плату (50% стоимости экзамена) пройти повторное тестирование по несданному субтесту. В этом случае выдается Справка о прохождении тестирования, в которой указываются все полученные результаты. Справка действительна 2 года, она может быть предъявлена для пересдачи в любое учебное заведение, входящее в Российскую государственную систему тестирования.

Результаты успешно сданных субтестов учитываются при повторной сдаче экзамена.

Продолжительность экзамена

Компонент (субтест) Элементарный уровень Базовый уровень I сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Чтение 50 мин. 50 мин. 50 мин.
Аудирование 30 мин. 35 мин. 35 мин.
Письмо 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Говорение 30 мин. 25 мин. 25 мин.
Общая продолжительность: 3 ч. 30 мин. 3 ч. 30 мин. 3 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 180 мин. 185 мин. 205 мин.
Компонент (субтест) II сертификационный уровень III сертификационный уровень IV сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 90 мин. 90 мин. 60 мин.
Чтение 60 мин. 75 мин. 80 мин.
Аудирование 35 мин. 35 мин. 40 мин.
Письмо 60 мин. 60 мин. 60 мин.
Говорение 35 мин. 40 мин. 50 мин.
Общая продолжительность: 4 ч. 40 мин. 5 ч. 00 мин. 4 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 280 мин. 260 мин. 290 мин.

Русский язык как средство делового общения

Типовые тесты по уровням

  • 6 300 руб. 3 150 руб. Третий сертификационный (ТРКИ-III/C1)
    Высокий уровень коммуникативной компетенции. 6 500 руб. 3 250 руб. Четвёртый сертификационный (ТРКИ-IV/C2)
    Свободное владение русским языком, близкое к уровню носителя языка. 6 500 руб. 3 250 руб.

    Если Вы учите русский язык и хотите:

    • проверить собственные знания и мотивировать себя для дальнейшего изучения русского языка;
    • развить у себя навыки самоконтроля и самооценки;
    • устроиться на работу, на которой Вам потребуется знание русского языка,
    то Вы можете сдать наш экзамен и получить бессрочный сертификат Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

    Мы принимаем сертификационные экзамены по русскому языку как иностранному повседневного общения с 1995 года. За 17 лет экзамены по русскому языку повседневного общения (все уровни) сдали около 20 000 человек более, чем из 45 стран мира.

    Система уровней владения РКИ разрабатывалась под эгидой Совета Европы и в соответствии с рекомендациями «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference. Council for Cultural co-operation, Educational committee, Strasbourg, 1996», а также с учетом рекомендаций ALTE.

    Экзамены по содержанию, сопоставимому с принятыми в Совете Европы уровнями владения иностранными языками, и по форме (тестовая) соответствуют аналогичным экзаменам по иностранным языкам в Европейском образовательном пространстве.

    Экзамены проводят специалисты Института, что гарантирует Вам максимально объективную и беспристрастную оценку Вашего уровня владения русским языком.

    Система сертификационных уровней
    владения русским языком

    Уровни владения иностранным языком по шкале Совета Европы Сертификационные уровни по русскому языку повседневного общения Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина
    С2 - Mastery Уровень носителя языка
    С1 - Effective operational proficiency Уровень компетентного владения
    В2 - Vantage Постпороговый уровень
    В1 - Threshold Пороговый уровень
    А2 - Waystage Предпороговый (базовый) уровень
    А1 - Breakthrough Элементарный уровень

    A1 Уровень Элементарного Общения (Breakthrough Level)

    Кандидат может устанавливать и поддерживать социальные контакты в стандартных ситуациях повседневной жизни; владеет минимумом языковых средств. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 60-80 часов.

    A2 Предпороговый (базовый) Уровень (Waystage Level)

    Кандидат может решать практические задачи в стандартных ситуациях повседневной жизни, устанавливать и поддерживать межличностные контакты; владеет типовыми языковыми средствами. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 160-200 часов.

    В1 Пороговый Уровень (Threshold Level)

    Кандидат может решать практические задачи в типичных ситуациях повседневной жизни(в том числе в профессиональной и учебной сферах), поддерживать социально-деловое взаимодействие. Кандидат владеет основами русской языковой системы. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 400-480 часов.

    B2 Постпороговый Уровень (Vantage Level)

    Кандидат может решать задачи социально-делового и межличностного взаимодействия, свободно понимать информацию из СМИ; пользоваться различными стилями языка. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 560-680 часов.

    С1 Уровень Компетентного Владения (Effective operational proficiency Level)

    Кандидат может свободно решать задачи в типичных ситуациях в социально-бытовой, социокультурной и профессиональной сферах общения, пользуясь средствами русского языка разных стилей речи и распознавая скрытые компоненты значений. Кандидат может говорить без подготовки в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, и активно участвовать в полемическом общении. Гибко и эффективно использовать язык в учебе и профессиональной деятельности.

    С2 Уровень Носителя Языка (Mastery Level)

    Кандидат может легко понимать все услышанное и прочитанное, говорить на сложные темы спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений, а также письменно составлять связные тексты, опираясь на несколько устных и письменных источников, включая в свое изложение обоснования и пояснения к теме. Может вести преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в сфере русского языка.

    Экзамен на каждый уровень состоит из пяти частей (Тест 1. Чтение. Тест 2. Письмо. Тест 3. Лексика. Грамматика. Тест 4. Аудирование. Тест 5. Устная речь)

    Продолжительность экзамена зависит от уровня (от 3-х до 6 часов). Экзамены всех уровней проводятся в один день.

    Проходной балл – 65 и более по каждой части теста. Если Вы не набрали необходимое число баллов, то вы получите справку об участии в тестировании с указанием оценки по каждой части теста. В случае если Вы не набираете необходимых баллов только по одной части, Вам предоставляется возможность пройти повторное тестирование только по данной части сертификационного экзамена в течение года (но не раньше, чем через месяц после первой попытки). По другим частям экзамена засчитываются баллы, полученные во время первого тестирования.

    Формат экзамена по русскому языку повседневного общения

    УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБЩЕНИЯ (A1)

    Тест Цель Тип задания
    Тест 1. Чтение
    35 мин. Полное понимание содержания (биографический текст, историческая справка, диалог, записка) - выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 2 текстам (по 5 фраз к каждому);
    - множественный выбор одного из трёх вариантов;
    - выбор одного из трёх вариантов реакции на 10 реплик диалога
    Тест 2. Письмо
    20 мин. - Написать факс
    - Заполнить бланк или поздравительную открытку
    - Ответ на факс
    - Заполнение бланка или поздравительной открытки
    Тест 3. Лексика. Грамматика
    20 мин. - Род, число (имя, глагол) - Словосочетание
    - Падежные формы (И.п., Р.п., В.п, Д.п., П.п.)
    выбор одного правильного варианта ответа из трех (30 заданий)
    Тест 4. Аудирование
    20 мин. Полное понимание - выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 4 диалогам на бытовую тематику (5 фраз к каждому);
    Тест 5. Устный экзамен
    10 мин. - Реагирование
    - Инициирование
    - Ответить партнеру в заданной ситуации;
    - Начать диалог в соответствии с заданной ситуацией

    ПРЕДПОРОГОВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ (A2)

    Тест Цель Тип задания
    Тест 1. Чтение
    35 мин. - Полное понимание (диалог, реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды, записка)
    - Понимание основного содержания (проблемный текст из газеты)
    - выбор одного из варианта ответа из трёх (5 текстов, 19-20 заданий)
    Тест 2. Письмо
    30 мин. - Написать письмо - Ответ на полученное письмо
    Тест 3. Лексика. Грамматика
    30 мин. - Предложно-падежные формы
    - Структура предложения (субъектно-предикативная)
    - Модальность
    выбор одного варианта из трёх (30 заданий)(20 заданий)
    (10 заданий)
    Тест 4. Аудирование
    20 мин. - Полное понимание
    - Понимание основной информации (анонсы фильмов, новости культуры, спорта)
    - выбор одного варианта из трёх (6 текстов, 18 заданий)
    Тест 5. Устный экзамен
    10 мин. - Решение задачи в стандартных ситуациях - 3 ситуации

    ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B1)

    Тест Цель Тип задания
    Тест 1. Чтение
    45 мин. - понимание основного содержания (справочники, путеводители, проспекты курсов, объявления об услугах, информационные статьи)
    - понимание выборочной информации (реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды)
    выбор одного варианта из четырёх (6 текстов, 20 заданий)
    Тест 2. Письмо
    45 мин. - заполнить бланк
    - написать письмо
    - заполнение бланка
    - свободно конструируемый ответ по заданной программе и ситуации
    Тест 3. Лексика. Грамматика
    60 мин. - устное высказывание
    - письменный текст (лексика)
    - письменный текст (грамматические формы и средства связи)
    выбор одного варианта из четырёх (85 заданий)(55 заданий)
    (30 заданий)
    Тест 4. Аудирование
    45 мин. - понимание выборочной информации (анонсы радио и телепередач, телефонная информация, реклама, прогноз погоды)
    - понимание основного содержания (объявления, политические и др. новости по радио и телевидению)
    - полное понимание (инструкции, информация ГАИ и др. гос. служб)
    -выбор одного правильного варианта из четырёх (5-6 ситуаций, 19 заданий);
    *темп звучания 120/130 слов в мин.; одноразовое звучание; радионовости двухразовое звучание
    Тест 5. Устный экзамен
    15 мин. - решение задачи- тематическая беседа Кандидаты беседуют друг с другом по заданным ситуациям и программе, по очереди выступая в роли инициатора. Если количество кандидатов нечетное, один из кандидатов беседует с экзаменатором

    ПОСТПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B2)

    Тест Цель Тип задания
    Тест 1. Чтение
    60 мин.
    • понимание выборочной информации текстов рекламно-информационного характера (объявление, афиша, аннотация, и т.п.)
    • понимание основного содержания текстов типа инструкция, информационная статья, репортаж, сюжетный рассказ - полное понимание текстов типа аналитическая статья, отзыв, интервью, рассказ-размышление и т.д.
    • 5 заданий на установление асимметричного соответствия на основе 8 текстов;
    • выбор одного варианта из четырех на основе 1 текста; (10 заданий)
    • альтернативный выбор на основе 1 текста (5 заданий)
    Тест 2. Письмо
    60 мин.
    • Частное деловое письмо клишированной формы (приглашение, корпоративные объявления, заявления, подписи на книгах, альбомах и т.п.)
    • Частное бытовое письмо
    • Отзыв о каком-либо художественном произведении (фильм, книга, выставка, музеи, картины, сайты в Интернете)
    • свободно конструируемый ответ
      • по ситуации и заданной программе
      • ответ на письмо
    Тест 3. Лексика. Грамматика
    60 мин.
    • Структура предложения
    • Предложно-падежные формы в тексте
    • Видо-временные формы глагола в тексте
    • Средства текстовой связи
    • Атрибутивные формы глагола в тексте
    • 70 (60) заданий на выбор одного варианта из четырех
    • 10 заданий на выбор одного варианта из четырех
    • 10 заданий на альтернативный выбор
    • 10 заданий на установление асимметричного соответствия (12 к 10)
    • 10 заданий на выбор одного варианта из трех
    Тест 4. Аудирование
    40 мин.
    • Понимание выборочной информации (диалог на бытовую тематику)
    • Понимание основного содержания (радионовости)
    • Полное понимание текстов типа радиобеседы, радиоинтервью и т.п.
    • 5 заданий на альтернативный выбор
    • 10 заданий на выбор 1 варианта из 4 к 10 сообщениям
    • 5 заданий на установление асимметричного соответствия (8 к 5) при 2-кратном прослушивании
    Тест 5. Устный экзамен
    20 мин.
    • Обсуждение проблемы (2 ситуации)
    • Достижение неформальной договоренности (2 ситуации)
    • Парная беседа по ситуации и программе с использованием визуально-вербальных опор
    • Деловое взаимодействие (диалог) по ситуации и предложенной программе

    УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЛАДЕНИЯ (C1)

    Тест Цель Тип задания
    Тест 1. Чтение
    90 мин. 1.1. Полное понимание художественных текстов;
    1.2. Понимание основного содержания текстов типа проблемной статьи;
    1.3. Понимание выборочной информации текстов полемического характера.
    1.1. Художественный текст (задания 1 – 10 на множественный выбор): необходимо понять характер, чувства и взаимоотношения героев рассказа;
    1.2. Проблемная статья (задания 11 – 14 на выбор 1 варианта из 4 на основе 1 текста);
    1.3. 6 заданий на поиск соответствия.
    Тест 2. Письмо
    90 мин. 2.1. Инструкция клишированной формы;
    2.2. Частное бытовое письмо с элементами рассуждения;
    2.3. Тезисы к выступлению на актуальную тему.
    2.1. Свободно конструируемый ответ по ситуации, заданным словам. Требуется соблюдение жанра инструкции и умение расположить информацию логически;
    2.2. Свободно конструируемый по ситуации и фрагменту письма. Требуется умение использовать элементы рассуждения;
    2.3. Свободно конструируемый ответ по ситуации, ключевым проблемам. Требуется умение кратко и логично изложить основное содержание по актуальной проблеме.
    Тест 3. Лексика. Грамматика
    90 мин. 3.1. Знание лексики (употребление однокоренных слов разных словообразовательных моделей, омофонов, близких по значению слов и т.п.);
    3.2. Употребление видов глагола в императиве, управление глаголов, формы существительного, местоимения, прилагательного, числительного;
    3.3. глаголы с приставками, видо-временные формы глагола в тексте;
    3.4. структура сложного предложения, средства текстовой связи.
    часть I (задания 1 – 2):
    • 20 пунктов на выбор одного варианта из четырёх;
    • 15 пунктов на альтернативный выбор;
    часть II (задания 3 – 4):
    • 5 пунктов на альтернативный выбор;
    • 10 пунктов на составление словосочетаний с заданными глаголами и словами;
    часть III (задания 5 – 6):
    • 25 пунктов на альтернативный выбор нужного глагола из заданного списка однокоренных глаголов с разными приставками и вписывание его в текст в нужной грамматической форме;
    часть IV (задания 7 – 9):
    • 5 пунктов на множественный выбор нужного средства связи из предложенных;
    • 10 пунктов на альтернативный выбор нужного средства связи в тексте;
    • 10 пунктов на свободно-конструируемый ответ по заданному началу предложения, средству связи и данному глаголу.
    Тест 4. Аудирование
    50 мин. 4.1. Понимание выборочной информации (телеинтервью);
    4.2. Понимание основного содержания новостей культуры и науки (2 аутентичных телетекста);
    4.3. Полное понимание звучащих художественных текстов (фильмы, спектакли т.п.)
    4.1. Написать недостающую часть фразы так, чтобы её смысл соответствовал прослушанному тексту. (начало 8 фраз со зрительной опорой);
    4.2. 8 заданий на множественный выбор из 4 вариантов ответа после прослушивания двух текстов;
    4.3. 9 заданий на множественный выбор 1 варианта из 4; в заданиях проверяется понимание отношения героев друг к другу, их мнения, эмоции, оценки.
    Тест 5. Устный экзамен
    30 мин. На подготовку 10 минут на задания 1 и 2, и 10 минут на задание 3. 5.1. Взаимодействие и / или воздействие на собеседника при общении на бытовые темы;
    5.2. Посредничество; достижение точного понимания в процессе разъяснения;
    5.3. Участие в дискуссии.
    5.1. Диалог по ситуации с другим кандидатом. (2 ситуации);
    5.2. Объяснение значения словосочетаний или фразеологизмов в отрывке из текста газетной статьи публицистического характера или художественного текста по ситуации и выделенным в тексте словам (2 ситуации);
    5.3. Полемическая дискуссия, в которой участвует ещё один кандидат и экзаменатор по ситуации (указывается тема/ проблема, описывается позиция говорящего, которую кандидат выбирает сам) по программе с использованием вербальных опор в виде тезисов.

    УРОВЕНЬ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА (С2)

    Тест Цель Тип задания
    Тест 1. Чтение
    120 мин. 1.1.-1.2. Понять и восстановить текст по контексту и / или по предлагаемым опорам.
    1.3. Полное понимание проблемной статьи и обобщение и выделение ключевых идей на основе текстового материала в письменной форме;
    1.4. Понимание основного содержания проблемной статьи и составление опорных тезисов на основе предложенного текстового материала
    1.1.-1.2. Написать недостающие по смыслу слова в нужной грамматической форме (11 пунктов), а также вписать недостающее слово в нужной грамматической форме, образовав его от предложенного однокоренного слова (10 пунктов);
    1.3. Время предъявления текстового материала – 30 минут. Написание резюме (summary) – 20 минут;
    1.4. Время предъявления текстового материала – 20 минут. Написание тезисов – 20 минут
    Тест 2. Письмо
    120 мин. 2.1. Обзорная статья;
    2.2. Запись в он-лайн дневнике;
    2.3. Ответ на письмо.
    2.1. На основе просмотра видеофрагмента (2 раза) и прочтения двух текстов (время предъявления – 20 минут) создается обзорная статья объёмом 350-400 слов;
    2.2. На основе текста (время предъявления – 10 минут). Объём – 250-300 слов;
    2.3. На основе прочитанного письма в Интернете. Объём – 250-300 слов.
    Тест 5. Устный экзамен
    50 минут
    На подготовку к заданию 1. – 15 минут, к заданию 2 – 10 минут, задание 3 выполняется без подготовки
    3.1. Полное понимание видеофрагмента, посредничество, достижение точного понимания в процессе разъяснения;
    3.2. Полное понимание и анализ текстового материала;
    3.3. Участие в беседе.
    3.1. а) определение основной темы фрагмента, точки зрения говорящего, его аргументации;
    б) пересказ своими словами содержания фрагмента;