Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс). Конспект урока по русскому языку на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" (8 класс) Урок тире между подлежащим и сказуемым 8

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Кудрявцева Т.М.

Москва 2014г.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

Ставится

Не ставится

  1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

Сущ. И. п. – сущ. И.п.

  1. Лес словно сказка .

(будто, словно, как)

  1. Жить – Родине служить .

Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

  1. Это чудо !

(местоим.)

  1. Дважды два – четыре.

Числ. – числ.

  1. Расстояние не помеха для друзей.

(не)

  1. Наша задача – хорошо учиться .

Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

  1. Чтение – вот лучшее учение .

(вот, это)

Вывод:

тире между подлежащим и сказуемым ставится :

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

не ставится:

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

III . Закрепление материала.

Записываются предложения:

1) - Краткость – сестра таланта.

Дважды два – четыре.

Учить – ум точить.

Расстояние между окнами – один метр.

Ходить босиком – большое удовольствие.

2) Выполнение объяснительного диктанта.

Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:


1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы - великий праздник русского народа.

6) 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва-первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

3) Работа с учебником.

Стр. 70, упр. 153 – устно.

4) Работа с карточками.

Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
(И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед.
(А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.
(С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
(А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание
. (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца.
(Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
(М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой.
(Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть.
(И.Юзеев)

Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира.
(М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы.
(С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь.
(В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
(Д.Веневитинов)

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Карточка № 3 .

1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить.
(Пословица)
3. Жить – родине служить.
(Пословица)
4. Учить – ум точить.
(пословица)
5. Спешить – делу вредить.
(Пословица)

Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .


1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех.
(Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд.
(А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца.
(Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов.
(Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое.
(С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое.
(Э.Зорин)

Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения.
(Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата.
(Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
(А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

5) Тесты. (см. прилож.)

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

Вопросы:

  1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

V. Домашнее задание:

Стр.70; упр.153.

Разработка урока

по русскому языку для 8 класса

по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

Мельникова И.В.

2016 г.

Пояснительная записка.

Проведение данного урока «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс) возможно при преподавании по любой учебной программе (при наличии соответствующей темы в рабочей программе). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо непосредственно плана-конспекта (сценария) урока, в приложении будут размещены необходимые материалы:

    задания для групп;

    творческое задание;

    лото по теме урока;

    карточки к лото;

    листы оценивания;

    листы для самооценки учащихся.

Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс)

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым; отработать умение правильно ставить тире в предложении, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций; уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Межпредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к книге, языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экра), раздаточный материал (задания для каждой группы, листы оценивания, листы самооценки, лото с карточками).

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое

План – конспект (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осущест-вляемая деятель-ность учащихся

Формы органи-зации взаимо-дей-

ствия

Формиру-

емые

умения (универсаль-ные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1. Актуа-лизация опорных знаний.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний.

На интерактивной доске воспроизводится пропорция.

Восстановите пропорции.

Главные члены предложения

?

____________?____________

Сказуемое

Какими частями речи может выражаться сказуемое?

Ребята, есть ли такие предложения, где глагол отсутствует опускается? (Есть)

Как они называются? (Предложения с нулевой связкой).

В каких именно предложениях употребляется нулевая связка? (В предложениях, где составное именное сказуемое стоит в настоящем времени, глагол-связка может не употребляться. Например: Ты смелый. Ты – учитель).

А какой частью речи может выражаться именная часть составного именного сказуемого? (В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием, числительным, местоимением, наречием, синтаксически неделимым словосочетанием).

Вспомина-

ют ранее изученное,восстанав-ливают пропорции

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы

2. Мотива-ция к учебной деятель-ности.

Эмоциональ-ная, психологи-

ческая и мотивацион-ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Слово учителя:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто,

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей - тире, в остальных - многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставит знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для конца многоточия.

О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

Отгадайте тему урока, ответив на вопросы:

1) Она связана с предыдущими двумя уроками.

2) Она связана со знаком препинания, который своё название получил во французском языке и переводится как «тянуть».

3) Первым этот знак в России стал употреблять писатель Н.М. Карамзин.

4) Этот знак ещё называют знаком «неожиданности», первоначально назывался «чертой».

Какова тема нашего урока?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, определя-

ют тему урока.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Устные ответы

3. Постановка целей и задач урока.

Эвристичес-

кая беседа, определение учащимися целей и задач урока с помощью опорных предложений

Запишите тему нашего урока.

Закончите предложения и определите цели урока.

На доске незаконченные предложения:

    Познакомиться с… (условиями постановки тире)

    Научиться ставить …(тире)

    Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

    Составлять предложения… (в которых необходимо тире).

Записыва-

ют тему урока, обдумывают ответы на вопросы,

определя-

ют цели.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Устные ответы

4. Работа над темой урока.

Эвристичес-

кая беседа, наблюдение над языковым материалом, составление схем и примеров, чтение параграфа учебника.

1. На интерактивной доске необходимый языковой материал (тире и схемы открываются после того, как материал разобран, и учащиеся самостоятельно их составили).

Примеры: Схемы:

Любая книга – умный друг. Им.п. Им.п.

Сущ. – сущ.

Строк в поэме – шестьсот Им. п.

шестьдесят восемь. Сущ. – числит.

Дважды два – четыре. Числит. – числит.

развиваться.

Наша задача – хорошо учиться. Им.п.

Сущ. – инф.

Инф. – сущ.

Язык – это история народа. это

Чтение – вот лучшее учение. Вот

Тире не ставится:

Твои речи, будто острый нож. Сказуемое

присоединяется

сравнительными

союзами.

Он самый известный поэт. Подлежащее вы-

ражено личным

местоимением.

Слово не стрела, При сказуемом

да острее стрелы. есть отрицатель-

ная частица не.

Ребята, какой знак необходим в этих предложениях? (Тире).

Почему? Чем выражено подлежащее, а сказуемое? Есть ли глагол-связка в этих предложениях? (Нет, вместо него – тире).

Составьте схемы предложений и расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Как вы думаете, почему эти предложения написаны на отдельной доске? (В них тире не ставится).

Давайте разберёмся. Почему не ставится тире в этих предложениях?

С помощью чего присоединяется сказуемое к подлежащему в этом предложении? (С помощью сравнительного союза будто).

Какие ещё вы знаете сравнительные союзы? (Как, словно, как будто).

(Тире не ставится, если сказуемое присоединяется сравнительным союзом).

Чем выражено подлежащее в этом предложении? (Личным местоимением).

Какой вывод мы можем сделать? (Тире не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением).

Обратите внимание на сказуемое в третьем предложении. Что есть при сказуемом? (Отрицательная частица не).

Как вы думаете, почему не ставится тире в этом предложении? (При сказуемом есть отрицательная частица не).

Расскажите о тех случаях, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

2. – Запишите примеры и схемы в рабочую тетрадь.

3. – А теперь давайте выясним, все ли случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым мы разобрали?

Прочитайте самостоятельно парграф вашего учебника.

Какой случай постановки тире мы не разобрали? (Если логическое ударение падает на подлежащее, то тире между подлежащим и сказуемым может ставиться и в тех случаях, когда подлежащее выражено личным местоимением).

Приведите пример (Я – пастух, мои хоромы – в мягкой зелени поля).

Анализируют языковой материал, отвечают на вопросы учителя, составляют схемы, записывают примеры в тетради, самостоятельно читают и осмысливают материал учебного пособия, делают выводы по теме.

Фронтальная, индиви-дуальная.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные:

Устные ответы, письмен-

ное составле-ние схем.

5. Физмину-тка

Ребята, наша физминутка с секретом. Если в предложениях, которые я произношу, надо ставить тире, то вы встаёте, если нет, то упражнения выполняете сидя! Посмотрим, кто самый внимательный.

Раз – подняться, потянуться, (выполняют упражнения стоя)

Два – нагнуться, разогнуться, (выполняют упражнения стоя)

Три – в ладоши три хлопка, (выполняют упражнение стоя)

Головою три кивка. (Выполняют упражнение сидя)

На четыре – руки шире, (выполняют упражнения стоя)

Пять – руками помахать, (выполняют упражнения стоя)

А на шесть надо тихо на место сесть.

Мысленно анализи-руют предложен-ные примеры и выполняют элемен-тарные физичес-кие упражне-ния

Фронтальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.

6. Практическая деятель-ность

Игра «Лото» (групповая работа)

Учитель раздаёт каждой группе учащихся лист для игры «Лото» и карточки с примерами предложений. Учащиеся раскладывают карточки, записывают примеры в тетрадь, объясняют графически постановку тире, комментируют примеры.

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Ф. Бэкон) (Сущ. – сущ.)

Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть. (Сущ. – числит.)

Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги. (Числит. – сущ.)

Семью семь – сорок девять. (Числит. – числит.)

Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Монтескьё) (Инф. – инф.)

Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж. Лондон) (Сущ. – инф.)

Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно. (Батлер) (Сказуемое присоединяется сравнительным союзом как.)

Он настоящий знаток русской классики. (Подлежащее выражено личным местоимением он)

Мудрость не в красоте, а в голове. (При сказуемом есть отрицательная частица не.)

Ребята, какая карточка оказалась лишней? Прочитайте этот пример и прокомментируйте знаки препинания. (Он – раб тёмных стихий. (Бердяев.) В этом предложении тире ставится, потому что логическое ударение падает на подлежащее.)

Совместно обсуждают предложенные примеры, расклады-вают на карточку, записывают примеры в тетрадь, объясняют графически постановку тире, комментируют примеры, участвуют в диалоге с учителем, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Группо-

вая, фронтальная

Познавательные: систематизируют полученные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную групповую работу с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Самооценка знаний путём заполнения карточки лото, устные ответы.

7. Закреп-ление. Включе-ние в систему знаний и повторе-ние.

Групповая работа по предложенному учителем материалу.

А теперь, ребята, для закрепления того, что мы с вами разобрали, вы работаете группами, выполняете те задания, которые есть у вас на карточках (См. приложение «Задания для групп»).

В каждой вашей группе есть «учитель», «помощник учителя», «ученики». Первое задание пишете все вместе, расставляете знаки препинания, объясняет постановку знаков «учитель». Во втором задании комментирует расстановку знаков препинания «помощник учителя». Третье задание каждый выполняет самостоятельно, а затем уже «учитель» и «помощник учителя» проверяют правильность выполнения задания у остальных учащихся. Четвёртое задание (творческое) выполняете вместе на маленьких карточках. После этого задания оцениваете работу друг друга, проставляете оценки на листочках (см. приложение «листы оценивания») и сдаёте их мне.

Порядок работы в группах:

1. «Учитель» ещё раз на примерах объясняет постановку тире в предложениях.

2. Задание выполняет «помощник учителя», он комментирует группе.

3. Самостоятельное выполнение задания, «учитель» и «помощник учителя» проверяют правильность выполнения задания у «учеников».

4. Совместное групповое выполнение творческого задания (см. приложение «Творческое задание») на отдельных карточках, потом обмениваются между группами и самые удачные читаются и записываются.

Анализируют языковой материал, объясняют постановку знаков товарищам по группе, комменти-руют, самостоятельно выполняют задания, проверяют и оценивают свою работу.

Групповая и индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выполне-ние письмен-ных заданий, оценива-

ние учащими-

ся.

8. Рефлек-

сия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

Дайте развёрнутый ответ на вопрос: В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Ребята, какой основной теме были посвящены предложения и тексты, с которыми вы работали? (Чтению, книгам)

Какие высказывания вам запомнились?

Заполните листки самооценки и оставьте их на столах.

Обобщают знания, дают развёрну-

тые ответы, заполняют листы самооцен-ки.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебной задачи анализ и синтез, делают обобщения, выводы.

Приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, листы обратной связи.

9. Домаш-

нее задание

Творческое задание на закрепление.

Написать мини-сочинение, используя в качестве эпиграфа одно из записанных на уроке предложений. Тему формулируете самостоятельно.

Письмен-

ное мини-сочинение

Индивидуальная

Приложение

Задания для групп

(Объясняет учитель.)

    1. Простота есть необходимое условие прекрасного. (Л. Толстой.)

      Дело художника рождать радость. (К.Паустовский.)

      Хороший вкус это прежде всего чувство меры. (К. Паустовский.)

      Для меня жить значит работать. (И. Айвазовский.)

      Облака как причудливые замки.

В каких предложениях не надо ставить тире? Почему? (Устно ответьте на этот вопрос).

    Запишите, вставьте недостающие знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания.

(Объясняет помощник учителя).

    1. Жизнь нескончаемый экзамен. (М. Дудин.)

      Сегодня море как небо.

      Очень важное проявление вежливости здороваться первым.

      Озеро словно зеркала.

      Глаза будто вишни.

  1. Из текста выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, расставьте в этих предложениях недостающие знаки препинания. Графически объясните постановку знака «тире», вставьте пропущенные буквы, на месте пропуска буквы обозначьте орфограмму. (Каждый работает самостоятельно, только после написания предложений учитель и помощник учителя проверяют работы учеников).

Костяные, глиняные, пальмовые, берёзовые и липовые книги сохранились только в музеях. Но есть один способ письма, которым мы пользуемся и сейчас, это письмо на камне.

Каме..ая книга самая д..лг..вечная из книг.

До нашего времени дошли целые рассказы, высеченные на стенах египетских гробниц и храмов тысячи лет тому назад. Мы тоже высекаем на каменных плитах то, что хотим сохранить надолго.

Если мы всё(таки) ре..ко пишем на камне, то потому только что выс..кать буквы на камне нелёгкое дело, да и..двинуть с места такую книгу – несколько десятков или сотен пудов – под силу под..ёмному крану а не человеку. Каме..ую книгу не возьмёшь домой почитать, каме..ое письмо не отправишь по почте.

М.Ильин. Чёрным по белому

    Закончите предложения, записанные на карточке, правильно расставьте знаки препинания. Поменяйтесь карточками с соседней группой. Наиболее удачные предложения запишите себе в тетрадь.

    Проставьте оценки в карточки и сдайте учителю.

Творческое задание для групп

Высшая мудрость…различать добро и зло. (Сократ).

Самое трудное - … познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим(Фалес).

Без истинной дружбы жизнь…- ничто. (Цицерон).

Отчизна – это…край, где пленница душа. (Вольтер).

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство -… доброта.(Бэкон).

Хочешь уважения - …не начинай с оскорбления. (Грасиан).

Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большое - …мудрость. (Лессинг).

Быть человеком -…значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Лихтенберг).

Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь..честным человеком. (Фуллер).

Уничтожьте любовь - …и наша жизнь превратиться а могилу. (Браунинг)

Умение прощать -…свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (Ганди).

Быть щедрым -…значит давать больше чем ты можешь.(Джебран)

Самая трудная вещь - …требование к себе.(Макаренко)

Быть героем -…значит сражаться и против всесильной судьбы. (Цвейг)

ЛОТО

Тире между подлежащим и сказуемым ставится

Им.п. Им.п.

Сущ. – Сущ.

Им.п.

Сущ. – Числит.

Им.п.

Числит. – Сущ.

Числит. – Числит.

Н.ф. глаг. – Н.ф. глаг.

Им.п.

Сущ. – Н.ф. глаг.

Им.п.

Н.ф. глаг. – Сущ.

Перед указательными частицами

это, вот.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится

Сказуемое присоединяется союзом как

или другими сравнительными союзами.

Подлежащее выражено

личным местоимением.

При сказуемом есть отрицательная частица

НЕ .

КАРТОЧКИ К ЛОТО

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.(Ф.Бэкон)

Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть.

Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги.

Семью семь – сорок девять.

Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.

(Монтескье).

Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Дж.Лондон).

(Коменский.)

Искусство как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдёт в окно.

(Батлер.)

Он настоящий знаток русской классики.

Мудрость не в красоте, а в голове.

(Посл.)

Лист оценивания учащихся

Ф.И.

Оценка

учитель

помощник учителя

ученик

ученик

Лист для самооценки учащихся

Ф.И. учащегося

На уроке я понял(а)…

Я научился (-лась)…

Наибольший мой успех сегодня…

Я испытал(а) следующие трудности…

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

обучающие

    Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

    Отработать навык правильно выделять грамматическую основу

    Учить работать с заданиями ГИА

развивающие

    Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

    Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

воспитывающие

    Формировать у обучающихся интерес к предмету

    Прививать любовь к художественному слову

    Совершенствовать навыки общения

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

    Организационный момент. 1,5 мин. (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.

Работа с эпиграфом. (слайд 1)

Познакомьтесь с эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Не бойся признавать свои ошибки, чем больше

признаёшь, тем меньше потом делаешь.

Народная мудрость

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка. Назовите словосочетания, в которых нарушена языковая норма. Опрос домашнего задания, (о подлежащем и сказуемом, видах сказуемого). (слайд 2)

Синтаксическая минутка. Найдите в данных предложениях грамматическую основу, укажите чем выражены подлежащие и сказуемые (слайд 3)

Рассмотрите последнее предложение, объясните, пожалуйста, какой знак находится между подлежащим и сказуемым? Дети отвечают, А теперь откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

III. Мотивация учебной деятельности .- Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания, А вот какой? отгадайте загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире.

4. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют). Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основные цели(слайд 4). Пока дети ведут записи в тетрадях, учитель дает историческую справку

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

5. Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым» (слай5-7)

Изучение теоретического материала в группах по учебнику.

Задания для 1 группы

Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым ставится» (упр. 114)

Задания для 2 группы

Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (упр.114)

Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 группы (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 2 группы рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.

(Когда тире ставится?

Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п .

Если оба главных члена выраженыНеопр. формой Гл .

Если один главный член выраженНеопр. формой Гл, а другой - Сущ.

Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ то тире ставится перед этой частицей.

Если логическое ударение падает на подлежащее.

Когда тире обычно не ставится?

Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами

Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.

Если при сказуемом есть отрицат. частица Не

Тире - один из самых выразительных и любимых школьниками знаков препинания. Но тире не только помогает выразить экспрессию - оно еще и оформляет некоторые виды предложений. Рассмотрим один из них.

Способы выражения главных членов

Вспомним, что подлежащее может быть выражено не только существительным или местоимением в именительном падеже, но и числительным, и инфинитивом глагола, и синтаксически неделимым сочетанием.

Сказуемое также выражается не только глаголом в личной форме, но и многими другими частями речи: числительным, инфинитивом, местоимением, наречием и т.д.

В каких предложениях требуется тире

Самые простые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым известны еще пятиклассникам, полностью же это правило изучается в 8 классе. Все они касаются предложений с составным именным сказуемым. Но не все такие предложения подпадают под его действие.

Согласно правилу постановки тире, этот знак требуется между подлежащим и сказуемым в том случае, если и подлежащее, и сказуемое выражены существительным, числительным или инфинитивом глагола в любом возможном комплекте. Тире ставится и в том случае, ели казуемое выражено фразеологизмом.

На схеме это можно показать так:

Сущ., числ., инф. - сущ., числ., инф .

Приведем примеры:

Собака - друг человека.

Пять - нечетное число.

Петь - мое хобби.

Жить - Родине служить.

Его мечта - съездить в Париж.

Что еще влияет на постановку тире

Слова «это», «вот», «значит». Если они есть, тире ставится; не влияют даже исключения, указанные в следующей главе (Чтение - вот лучшее учение.)

Интересно, что тире перед «это», «вот», «значит» ставится даже в том случае, если сказуемое выражено местоимением (Государство - это мы.)

Исключения. Тире не ставится.

Однако есть и исключения. Напомним, они не относятся к предложениям, где есть «это», «вот», «значит».

  • Не ставится тире, если при сказуемом есть частица НЕ (Мой брат не студент; однако Антибиотики - это не панацея) . Это не относится к предложениям, где сказуемое - инфинитив.
  • Тире не нужно (и запятая тоже!), если в состав группы сказуемого входят сравнительные союзы как, словно, будто, точно и т.п. («Лес точно терем расписной…»)
  • Внимательного рассмотрения требуют и предложения, в которых между подлежащим и сказуемым оказалось какое-то слово. Если это вводное слово, дополнение или обстоятельство, тире также не требуется (Петя, конечно, молодец) .
  • Не ставится тире, если между подлежащим и сказуемым оказывается частица (Мой брат лишь помощник фельдшера) .

Примеры

Ниже вы видите таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым»: в каких случаях ставится, а в каких – нет.

правило

пример

Подлежащее и сказуемое выражены существительным, инфинитивом, числительным.

Эверест - самая высокая гора.

Мое любимое число - девять.

Играть в шахматы - увлекательное занятие.

Сказуемое выражено фразеологизмом

Это блюдо - пальчики оближешь.

Между подлежащим и сказуемым есть слова «это», «вот», «значит»

Страус - это большая птица.

Между подлежащим и сказуемым есть НЕ

Этот человек не директор. Сидней - это не столица Австралии.

Между подлежащим и сказуемым есть сравнительный союз «как», «словно», «будто» и т.д.

Наш двор как сад.

Между подлежащим и сказуемым есть вводные слова, дополнения или обстоятельства, а также частицы

Иван, кажется, инженер.

Иван лишь инженер.

Иван давно уже инженер.

Что мы узнали?

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в предложениях с составным именным сказуемым, если подлежащее выражено существительным, инфинитивом или числительным, а сказуемое - существительным, инфинитивом, числительным или фразеологизмом. Тире ставится перед «это», «вот», «значит» и не сохраняется (обычно) перед НЕ, сравнительным союзом, частицей, вводным словом, дополнением, обстоятельством.