Способы распространения растений схема. Разработка урока "распространение плодов и семян"

Продолжение. См. № 10, 11, 12, 13/2005

Ботаника в таблицах, схемах, тестах и терминах

Таблица 18 Распространение семян и плодов растений

Способ распространения

Особенности способа

Примеры растений

Зоохория

А. Эктозоохория – распространение плодов, семян, спор растений и грибов путём прикрепления к шкуре, покровам животных.

Б. Эндозоохория – распространение плодов, семян, спор растений и грибов после поедания и прохождения желудочно-кишечного тракта животных.

В. Синзоохория – распространение плодов, семян, спор растений и грибов животными при формировании ими запасов на неблагоприятный период времени

Череда, репей, подмаренник цепкий, гравилат речной

Черёмуха, черника, малина, костяника, смородина

Кедр, боярышник, лещина

Энтомохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов насекомыми

Копытень, грушанка, фиалка (распространяются муравьями)

Гидрохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов водой

Ольха, некоторые виды пальм

Анемохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов воздушными потоками

Клён, хвойные, одуванчик, золотарник

Автохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов саморазбрасыванием

Бешеный огурец, акация, недотрога

Барохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов под действием на них силы тяжести

Дуб, некоторые виды пальм

Антропохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов человеком

Рожь, пшеница, овёс, ячмень

Таблица 19. Сравнительная характеристика эукариотических клеток различных типов

Признаки

растений

Животных

Клеточная стенка

Крупная вакуоль

Хлоропласты

Способ питания

Центриоли

Резервный питательный углевод

У многих имеется

Бывает редко

Бывают часто

Авто- и гетеротрофное

Бывают часто

Крахмал, гликоген, парамилон, хризоламинарин

В основном из хитина

Гетеротрофное

Бывают редко

Гликоген

Из целлюлозы

Автотрофное

Только у некоторых мхов и папоротников
Крахмал

Гетеротрофное

Гликоген

Таблица 20. Важнейшие химические элементы клетки

Примерное
содержание, %

Значение для клетки

Кислород

Входит в состав воды и органических веществ

Входит в состав всех органических веществ

Компонент воды и органических веществ

Входит в состав аминокислот, белков, нуклеиновых кислот, АТФ, хлорофилла, витаминов

Входит в состав клеточной стенки

Входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ

Входит в состав аминокислот, витамина В 1 и некоторых ферментов

Содержится в клетке только в виде ионнов, участвует в процессах фотосинтеза

Содержится в клетке только в виде ионнов

Входит в состав хлорофилла, активирует энергетический обмен

Участвует в биосинтезе хлорофилла, в процессах дыхания и фотосинтеза

Участвует в процессе фотосинтеза

Марганец

Участвует в ассимиляции азота при фотосинтезе

Молибден

Участвует в процессах связывания атмосферного азота и в процессе фотосинтеза

Участвует в фиксации атмосферного азота клубеньковыми бактериями, входит в состав витамина В 12

Влияет на ростовые процессы растений

Участвует в синтезе растительных гормонов (ауксинов) и спиртовом брожении

Таблица 21. Сравнение биомассы растительных и животных организмов Земли
Схема 7. Родственные связи основных групп высших растений

Термины

АВТОТРОФЫ (от греч. autos – сам + tropfos – пища, питание) – организмы обладающие способностью синтезировать органические вещества из неорганических, используя для этого световую энергию солнца или энергию химических связей. В зависимости от источника энергии различают две группы автотрофов – фотоавтотрофы и хемоавтотрофы.

АГРОБИОЦЕНОЗ (от греч. аgros – поле + bios – живое + koinos – общий, сообщество) – искусственно созданное человеком сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, предназначенное для получения сельскохозяйственной продукции. Основными доминантами агробиоценоза являются культивируемые растения, при этом чаще растительный покров образован одним видом и одним сортом культурных растений (принцип монокультуры).

АДВЕНТИВНЫЕ ВИДЫ (от лат. adventus – пришествие) – пришлые, ранее не встречавшиеся на данной территории виды (главным образом растения), занесённые человеком, ветром, водой и другими агентами. В ряде случаев могу достигать полной натурализации, т.е. входить в состав природных сообществ.

АЗОТФИКСАЦИЯ – процесс связывания атмосферного азота и перевода его из недоступной для большинства организмов молекулярной формы N 2 в связанное состояние (NH 3 , NH 4 +), после чего становится возможным его включение в состав органических соединений. Осуществляется бактериями, имеющими особый мультиферментный комплекс – нитрогеназу. Азотфиксаторами являются как свободноживущие (многие цианобактерии, азотобактерии, клостридии), так и симбиотические (ризобиум) виды.

АЛЛЕЛОПАТИЯ (от греч. allelon – взаимно + pathos – страдание) – один из частных случаев антибиотических отношений. Взаимное или однонаправленное пагубное воздействие через среду обитания одних растений на другие. При этом одно (объект воздействия) или оба растения проявляют признаки угнетения. В ряде случаев подобные пагубные воздействия могут привести к гибели растения. «Отравление среды обитания» осуществляется посредством выделения растениями некоторых токсичных метаболитов (продуктов метаболизма). Среди последних различают: колины (выделяются в случае влияния высших растений на высшие растения), фитонциды (при влиянии высших растений на низшие растения), маразмины (при влиянии низших растения на низшие) и антибиотики (при влиянии низших растений, грибов и микроорганизмов на представителей этих же групп).

АНДРОЦЕЙ (от лат. andros – мужской + keinos – собрание) – совокупность тычинок в цветках покрытосеменных растений. Это понятие часто используется при описании строения цветка: учитывается число, расположение, степень сращения тычинок.

АНЕМОФИЛИЯ (от греч. anemos – ветер + philia – любовь) – перекрестное опыление растений с помощью ветра. Анемофильные цветки обычно невзрачны, с более или менее редуцированными околоцветниками, без запаха, не имеют нектара, с развитыми (часто перистыми или разветвленными) рыльцами пестиков, крупными пыльниками на длинных тычиночных нитях и легкой сухой пыльцой. Анемофильные растения, как правило, произрастают на открытых пространствах (например, в степях, на лугах и т.д.), а если это лесные деревья, то в умеренной зоне опыление происходит обычно ранней весной, когда еще не полностью распустились листья. Примеры анемофильных растений – буковые, ореховые, крапивные, злаковые, осоковые, рогозовые и т.д. По сравнению с зоофилией анемофилия возникла гораздо позже и является производным от нее способом опыления.

АНЕМОХОРИЯ (от греч. anemos – ветер + choreo – передвигаюсь) – способ распространения семян, плодов и соплодий растений с помощью ветра. Обычно плоды и семена анемохорных растений имеют специальные приспособления – развитые летучки, парашютики, крылышки и т.д. – самого различного происхождения (видоизмененные околоплодники, чашечки, плодоножки, выросты семенной кожуры и т.д.). Примерами являются плоды (семянки) одуванчиков и козлобородников с парашютиками, плоды вязов, ясеней, кленов, семена сосны и т.д.

АНТЕРИДИЙ (от греч. antheros – цветущий) – орган полового размножения грибов, водорослей, моховидных, а также высших растений, за исключением голо- и покрытосеменных, в котором образуются сперматозоиды или спермии.

АНТРОПОХОРИЯ (от греч. antropos – человек + choreo – переносить) – один из способов распространения плодов, семян и спор, растений, при котором агентом распространения выступает человек. При этом их переносят, как правило, непреднамеренно: либо непосредственно (на одежде, теле и т.д.), либо опосредованно (с товарами, грузами, по железным дорогам и т.д.). Примерами являются многие сорные растения – дурнишник, амброзия, циклохена и т.д.

АПЕКС (от греч. apex – верхушка) – верхушка побега и корня, образованная апикальной меристемой, за счет деятельности которой осуществляется верхушечный рост (удлинение) побега и корня и формирование первичного тела растения.

АРХЕГОНИЙ (от греч. arche – древность, начало + gone – образование) – орган полового размножения у низших и высших растений, кроме покрытосеменных, в котором образуются ооциты (яйцеклетки). По строению архегонии напоминают колбу: различают брюшко и шейку архегония.

БИОТА (от греч. biote – жизнь) – совокупность видов растений, животных, микроорганизмов и грибов, встречающихся на определённой территории, при этом, в отличие от биоценоза, эти виды могут не иметь экологических связей.

БОТАНИКА (от греч. botane – трава), – иначе фитология, – наука о растениях. В настоящее время представляет собой комплекс отдельных дисциплин, выделяемых в соответствии с представлениями об уровнях организации живого. В комплексе ботанических наук выделяют как самостоятельные дисциплины: цитологию, анатомию, морфологию, физиологию растений, фитопатологию, генетику и селекцию растений, а также систематику, географию, экологию растений, палеоботанику, эволюцию растений, геоботанику, флористику, промышленную и индикационную ботанику, охрану растительного мира, космическую ботанику и многие другие. Отдельные систематические группы изучают альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах) и т.д. Предметом изучения ботаники являются растения. Иногда (до сих пор) грибы также рассматривают как объект ботанических исследований, однако это неправильно, так как грибы представляют собой отдельное царство, и их изучением занимается наука микология. Ботаника является одной из самой древнейших естественных наук.

БУТОН – цветочная почка. К моменту созревания пыльцы и развития плодолистиков бутон раскрывается. У клейстогамных растений опыление осуществляется в бутоне. У некоторых растений бутоны, как и сами цветки, имеют очень крупные размеры (например, у раффлезии, лотосов). Температура в бутоне может на несколько градусов превышать температуру окружающей среды (в бутоне виктории царственной и некоторых пальм – на 10 и более градусов), что объясняется интенсивно идущими обменными процессами с выделением тепла.

Продолжение следует

Данный урок разработан по проблемной технологии, где главным является воздействие урока на развитие личности. Такие уроки ведут к изменению роли и функции учителя и ученика. Учитель не дает готовые знания, но актуализирует, поощряет исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Данная технология отличается активизацией развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, личностным включением всех участников в процесс обучения, имеет практическую направленность. Технология проблемного урока учит учиться. На уроке используются различные приемы формирования познавательных общеучебных и логических учебных действий: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, применяют знания для выполнения творческих заданий, обобщают. Используются приемы личностных учебных действий (мотивация, значение информации в жизни, создание проблемной ситуации, включение интересных сведений о растительном мире, рефлексия). Также ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей, работают в парах и малых группах. Урок построен с позиций личностно ориентированного подхода. Четко прослеживаются этапы урока, что позволяет проговорить большой объем информации. Этапы: мотивация – создание проблемной ситуации – определение темы исследования - формулирование цели исследования - выдвижение гипотезы – исследование (проверка гипотезы – чтение литературы, просмотр коллекций) – обмен мнений – вывод по результатам исследовательской работы – применение знаний в новой обстановке (д/з.) - подведение итогов работы. Оценки выставляются руководителями групп на специальных листах учета работы на уроке и вне урока.

Ход урока

Цель: показать значение получения знаний о способах и приспособлениях распространения плодов и семян для понимания развития (эволюции) и процветания растительного мира, роли в продолжение жизни на Земле.

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель : - Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока - какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель : - Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель : - Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? (Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что.... И делают общий вывод в своей малой группе.

1 группа изучает распространение плодов и семян ветром, анализируя текст “Приключения плодов и семян” (Е. Н Алешко “Хрестоматия по ботанике”), 1-я пара.

2-я пара работает с рисунками и текстом учебника В. В Пасечника, “Распространение с помощью ветра”. Заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”.

Внимательно слушайте товарищей из своей группы для обобщения. В рабочую тетрадь перечертите таблицу с доски и заполняйте ее только с учителем.

При закреплении в своей группе обсудите вопрос “Кто первым изобрел парашют?” Задайте вопрос – загадку другим группам, о каком растении идет речь, как распространяются семена.

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.

И лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И нам парашютистами
Спускаются с небес.

2-я группа работает с текстами “Водный марафон” из хрестоматии (2 пары) и учебника “Распространение водой” (3-я пара), выполняют задания, аналогичные предыдущим. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел резиновую надувную лодочку?” Задайте вопрос – загадку своим товарищам о распространении семян.

“Здесь сучья лип чернеют строго,
Морозный блеск и тишина.
И облетают понемногу
С продрогших веток семена
(В.Берестов “Семена на снегу”).

3-я группа анализирует текст из хрестоматии о “ бешеном” огурце, текст и рисунки из учебника “Распространение саморазбрасыванием”, выполняет аналогичные задания. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел артиллерию?”. Задайте товарищам загадку – почему стихотворение так называется.

Под березою напорошено –
Семена, семена, семена”
(В.Быков “Дети леса”).

4-я группа. Текст “Распространение плодов и семян муравьями” (хрестоматия), текст учебника “Распространение с помощью животных и человека”, рисунки.

Отгадайте загадку “Кафтан зеленый, а сам полосатый”. С товарищами поделитесь советом, как и что нужно сделать с семенами арбуза, чтобы вырастить урожай (“Хрестоматия по ботанике” Е. Н. Алешко).

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Заносятся сведения всех групп.

5 этап. Обобщение.

Учитель : - Что объединяет все записи в таблице, обратите внимание на тему и проблему урока. Сделайте вывод (ребятам не сложно сделать общий вывод по таблице). Плоды с семенами распространяются с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, человеком и животными. Это способы. А приспособлением для этого являются волоски, крылатки, плавучесть, давление, съедобная мякоть.

6 этап. Рефлексия.

Учитель : - Ребята, правильно мы выдвинули гипотезы, уточнили правильность ответов в исследовании? Решили поставленную проблему? Является ли решением проблемы вывод, выдвинутый парами в отдельности. Почему вы так считаете? (обмен мнений)

Почему в ходе эволюции у покрытосеменных растений возникло много способов и приспособлений для распространения плодов и семян? Что это дает? (Учитель дополняет, используя материал эволюционной теории Ч. Дарвина).

На доске ряд слов: жизнь, человек, растение, плоды с семенами, Земля. Запишите цепочку так, чтобы был логический смысл.

(Растения – плоды с семенами – растения – жизнь - человек, Земля).

Д/З. Выполните задания, применяя знания в новой обстановке.

Задание 1. Существуют такие растения как виноград, банан, черника, огурец, томат Их плоды ягодовидные (ягода, тыквина, померанец). Каким способом распространяются они в природе, какие имеют приспособления?

Задание 2. Костянковидные плоды имеют одревесневший околоплодник (вишня, слива, абрикос, черемуха). Как распространяются семена этих растений? Укажите способ и приспособления?

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

Учитель : - Мы не закрываем еще одну страницу ботаники. Наша осенняя экскурсия по наблюдению за распространением плодов и семян продолжится в летнем задании - в сборе и оформлении коллекции семян. Читая книгу Б. Н. Головкина “Рассказы о растениях – переселенцах”, любознательные ответят на вопросы викторины. Материально заинтересованные учащиеся, могут использовать свои знания, помогая лесничеству, которое каждый год закупает у населения семена дикорастущих растений. Те, кто любит природу, долго будут провожать взором и не ругать тополиный пух и приютившихся на одежде семян лопуха. Мы, будем бережнее, относится к природе, так как растения и их плоды – источник жизни.

Творческая работа учащихся “Плоды – источник жизни” - итог работы по теме.

Группы учащихся собрали сведения о витаминах группы А, В, С и растениях своего края, плоды которых содержат данные витамины. Оформлялись работы по желанию ребят, например, в форме рекламы.

Витамин “А” надо принимать,
Чтобы в школу не проспать.
Хочешь быть как вундеркинд
Принимай “А” витамин.
Он в смородине, рябине
И в шиповнике, в крапиве.

Шиповник.

На мне растут шипы,
Но есть на мне цветы.
А как приходит осень
Есть красные “ плоды”.
Все любят есть шиповник
И я люблю себя.
Во мне ты знаешь много
Витамина “А”.

Рябина. Я красная рябина
Люблю я витамины.
Богата витамином “А” -
Кушайте друзья!

Литература.

1. Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике. М., “Просвещение”, 1967.

2. Денисова Г. А. Удивительный мир растений. М., “Просвещение”, 1973.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть3.Проблемные уроки. Научно – практическое пособие. Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы.

У многих растений распространяются не сами семена, а плоды. Эффективное распространение семян - залог выживания вида растения. Оно может происходить с помощью воды, животных, ветра, самораспространения.

Наблюдение: распространение семян

Понаблюдайте за распространением семян и плодов растений, растущих около вашего дома. Постарайтесь найти хотя бы по одному примеру для всех способов распространения. Приведите примеры растений, распространяющих семена подобным же образом.

Анемохория - распространение семян и плодов ветром.

Семена ивы, тополя, осины (см. Рис. 1) покрыты белым пухом и распространяются ветром на большие расстояния. Так же распространяются семена одуванчиков и ковыля.

Рис. 1. Семена ивы

Ветром могут распространяться только легкие сухие плоды. Для захвата ветра плоды имеют выросты, это плоды березы, ясеня, клена (см. Рис. 2). Сильный ветер может их сорвать с дерева только после полного опадания листьев, и так распространить.

Рис. 2. Плод клена

Плоды липы имеют характерные парусовидные листики (см. Рис. 3), что способствует их подхватыванию сильным ветром. Они, вращаясь, способны улетать от дерева на большие расстояния.

Рис. 3. Парусовидные листья плода липы

Гидрохория - распространение семян и плодов растения водой.

Анемогеохория

Некоторые степные растения образуют ветвистый, тонкий у основания стебель, который осенью, по мере созревания плодов, отмирает. Ветер отламывает растение у корня и перекатывает его. Такие растения называют перекатиполе. Примеры растений: качим, кермек.

Анемогеохория - способ распространения семян перекатыванием всего растения по земле ветром.

Плоды ольхи (см. Рис. 4), попадая в воду, не тонут и разносятся течением на мелкие расстояния.

Рис. 4. Плоды ольхи

Плоды кокосовой пальмы морскими течениями переносятся с одного острова на другой. Такие плоды устойчивы к соленой воде. Так, плоды сейшельской пальмы не тонут в воде, но гибнут в морской воде.

Автохория - распространение семян растений саморазбрасыванием (см. Рис. 5). Так, при задевании плода растения недотрога его створки резко скручиваются, разбрасывая семена. Это характерно для гороха, фасоли, других бобовых. Семена разбрасываются на не очень большое расстояние.

Рис. 5. Автохория фиалки

Зоохория - распространение семян и плодов растений с помощью животных.

Бешеный огурец

На сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами может выстреливаться из плода. Такие семена могут прилипнуть к человеку или животному, задевшему плод.

Плоды лопуха (см. Рис. 6) или череды снабжены острыми зубчиками или крючками. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или одежде людей, которые разносят их на большие расстояния.

Рис. 6. Плоды лопуха

Сочные плоды брусники (см. Рис. 7), черники, бузины и др. поедаются животными, в основном, птицами. Их семена защищены твердой оболочкой и не перевариваются. Поэтому выбрасываются вместе с пометом.

Орнитохория - распространение семян птицами.

Рис. 7. Плоды брусники

Желуди, каштаны (см. Рис. 8) падают прямо под родительское растение. Как правило, такие плоды питательные, и многие животные делают из них запасы корма на зиму. Часто животное гибнет или не способно найти спрятанные запасы. В этом случае растение прорастает.

Рис. 8. Плод каштана

Антропохория - распространение семян растений с помощью человека.

При перевозке различных грузов семена и плоды растений могут прилипнуть к тюкам или мешкам. При их разгрузке семена могут отпадать и прорастать. Также семена могут прилипать к транспорту.

Перенос семян может происходить между континентами. Так, из Европы в Америку был завезен подорожник . Из Америки в Европу были завезены амброзия (см. Рис. 9) и ромашка пахучая.

Рис. 9. Амброзия

У одного вида растений могут сочетаться различные виды распространения плодов и семян. Так, семена фиалки, помимо саморазбрасывания, распространяются муравьями (имеют питательные придатки, привлекающие муравьев).

Плоды вяза распространяются ветром и водой.

Мирмекохория - распространение семян муравьями.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru ().
  2. Cosmoschool.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 151, задания и вопросы 1, 5 ().
  2. Какие приспособления имеют семена для распространения ветром?
  3. Что такое зоохория? Для каких растений она характерна?
  4. * Существует ли наиболее выгодный способ распространения семян? Какой? Аргументируйте как отрицательный, так и положительный ответы.

После образования семян либо весь плод, либо содержащиеся в нем семена (или семя), отделяются от родительского растения. Способы расселения семян и плодов у цветковых растений очень разнообразны. Конечно, ветер и вода здесь широко используются как посредники в расселении, но к ним еще добавляется посредничество животных, а также использование механических сил, возникающих в самом растении, и, кроме того, многочисленные приспособления плода, позволяющие наиболее эффективным образом использовать перечисленных посредников.

Существуют три главных внешних фактора, распространяющие семена,

1) распространение ветром (анемохория);

2) распространение животными (зоохория);

3) распространение водой (гидрохория).


Распространение животными

Распространение семян животными, в общем, более надежно, так как животные обычно посещают плодородные участки, подходящие для прорастания семян. Плоды, снабженные колючками или крючочками, прицепляются к коже или шерсти проходящих мимо животных и могут быть перенесены на некоторое расстояние, прежде чем будут содраны или отпадут. Прицепки развиваются из разных частей плода или окружающих структур .

Рис. 1. Плоды, распространяемые животными

Примерами служат плоды подмаренника цепкого, гравилата, лопуха, моркови, лютика, череды, репешка.

Примерами сочных плодов служат плоды сливы, ежевики, земляники, томата, яблони. Мясистые части этих плодов служат пищей животным и птицам. При созревании они обычно приобретают яркую окраску и аромат, привлекающие животных. Животное съедает, и семена проходят через кишечник и выходят с испражнениями, часто попадая на плодородную почву. Содержащиеся в экскрементах питательные вещества могут повышать плодородие почвы вокруг семени.


Распространение ветром

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления. К их числу относятся летучки, которыми снабжены, например, семена ивы, кипрея, хлопчатника, плоды одуванчика, и крылатки, как, например, у сосны (голосемянные), яза, ясеня, клѐна, граба.

Рис. 2. Плоды и семена, распространяемые ветром

У ряда растений, например у мака, чернушки, наперстянки, лихниса, плод – коробочка, сидящая на ножке, которую колышет ветер, так что многочисленные мелкие семена высыпаются через поры в верхней части плода.

Семена некоторых растений, например, орхидей, настолько мелкие и лѐгкие, что разносятся ветром, не имея никаких специальных придатков, вскрывающихся плодов. Вскрытие у них происходит путѐм растрескивания по шву между плодолистиками, как, например, у бобов. Семена при этом либо выбрасываются из плодов более или менее сильным толчком, либо просто выпадают из них. Некоторые из таких семян имеют приспособления для распространения ветром (например, у кипрея). Коробочки тоже бывают вскрывающимися (например, у мака и кипрея), причѐм у некоторых растений семена выбрасываются из них с силой (например, у фиалки).

Распространение водой

В клетках стенки завязи накапливаются такие вещества как белки, крахмал, сахара, жирные масла, некоторые витамины и др. Лишь немногие


плоды и семена специально приспособлены для распространения с помощью воды. Они содержат воздушные полости, удерживающие их на поверхности воды.

Рис. 3. Плоды, распространяемые водой

Кокосовый орех - костянка с волокнистым мезокарпием и многочисленными воздухоносными полостями. У кувшинки семя снабжено губчатой оболочкой, происходящей из ножки семязачатка.

Случайное распространение

Разделение семян и плодов на категории в зависимости от способа их распространения не является строгим. Во многих случаях большую роль играет элемент случайности, и данный плод или семя может распространяться двумя из названных трѐх способов или даже всеми тремя. Один из главных факторов случайного распространения является человек; семена могут прицепляться или прилипать к его одежде и т. д. или перевозиться с разными грузами на транспортных средствах. Засорение зерновых культур семенами сорняков обычное явление, наблюдаемое по всему земному шару. Орехи, припрятанные про запас грызунами, могут остаться, и прорасти следующей весной. Наводнения, ураганы и т. д. могут занести семена дальше, чем обычно.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

СОШ №7 села Величаевского

Левокумского района Ставропольского края

Конспект урока по биологии
в 6 классе

«Распространение плодов и семян»

подготовила

учитель биологии

Краева Мария Александровна

Величаевское 2012

Тема : Распространение плодов и семян.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Распространение плодов и семян»; гербарии растений; рисунки растений; фотографии, муляжи плодов и семян, натуральные плоды; кокос;

таблица «Классификация плодов».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению. Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

  1. Каково строение семя?

(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почечка)

  1. Какое значение имеют семена в жизни растений?

(размножение, распространение)

  1. Как образуются плоды?

(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков - образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи - околоплодник)

  1. Каково строение плодов?

(плод состоит из семян и околоплодника)

Вспомним классификацию плодов:

ПЛОДЫ

СУХИЕ

СОЧНЫЕ

многосемянные

односемянные

многосемянные

односемянные

Коробочка

Боб

Стручок

Зерновка

Семянка

Желудь

Ягода

Яблоко

Тыквина

Костянка

Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

(На столах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку.)

Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды

(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)

Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.

(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)

Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.

(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)

Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.

(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)

3.Формирование новых знаний.

? Как вы думаете, каким образом могут распространяться плоды и семена?

(ветром, водой, животными, человеком…)

Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян.

Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком или же снабжены крыловидными выростами (вяз, ель). Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Кто не знает, как распространяются их плоды-семянки! Ветром распространяются и семена ковыля, а также они способны к самозарыванию. Зерновки ковыля заострены с одного конца, а на другом имеют завитую в штопор и согнутую под прямым углом ворсистую нить - характерный признак этого растения. Ветер разносит семена ковыля по степи- при этом ворсистая нить выполняет роль парашюта и стабилизатора. Благодаря ей зерновки всегда попадают на землю острым концом и вонзаются в почву. Затем, набухнув от влаги, ость начинает раскручиваться. Согнутая под прямым углом верхняя часть ости зацепляется за предметы, находящиеся на поверхности почвы, а острая зерновка, подобно штопору, ввинчивается в землю.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды. Но за семена рябины можно быть спокойными-они не переварятся и птицы рассеют их с пометом по всей округе. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных - распространителей семян, часто ярко окрашены, - вспомните ту же рябину, клюкву, чернику.

Часто оказываются пищей птиц и зверей и такие крупные и питательные плоды, как желуди и орехи. Конечно, если птица съест орех, он уже не прорастет. Но часто птица съедает его не сразу, а прячет где-нибудь в укромном месте про запас. А потом по каким-либо причинам не возвращается к тайнику.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились пользоваться их услугами бесплатно. Плоды с шипиками у череды, лопуха, они могут накрепко прицепиться к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

Семена и плоды некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоема в водоем. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы - кокосовые орехи.

Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки (содержимое незрелой костянки сначала совсем желтое, загустевающее по мере созревания - знаменитое кокосовое молоко), массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Но их путешествия бывают и более длительными. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км. от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.

Попав, в конце концов, на берег, плоды кокоса часто оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения,- на голом песке. Помогает пальме выжить в этой ситуации большой запас питательных веществ - проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма образует 3-4 крупных листа.

В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями - бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабы нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена. Огурец может «плюнуть» в лицо или на одежду. Сам плод при этом, подобно ракете, движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 метров!

Не менее интересна недотрога обыкновенная, повсеместно произрастающая близ людских жилищ или по лесным оврагам. Когда на сочных, нежных стеблях недотроги висят желтенькие трубчатые цветки, можно пройти рядом, не обратив на нее внимания. Но потом на их месте созревают длинные зеленые стручковидные плоды, которые не заметить уже труднее. Легкое прикосновение к ним вызывает настоящий выстрел!

? Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

(для распространения растений)

? Как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома?

(ветром, животными, человеком)

Физ.минутка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

4.Рефлексия

  1. Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

(распространение плодов и семян)

  1. Что вы узнали сегодня на уроке?

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание,

створки высыхают и открываются)

Посадили зернышко -

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем -

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

А приедут гости -

Им дадим по горсти. (подсолнух, животными,

человеком)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар . (одуванчик, ветром,

Парашютики)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (рябина, птицами и животными,

Семена не перевариваются)остранению. оыбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена.да отверстияными листьями- бешеный огурец обыкновенный.а о вввоволовлв

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (репейник, животными

И человеком,

острые зубчики цепляются за шерсть

Животных или одежду человека)

3) Заполнение таблицы:

Пример заполнения:

Способы распространения плодов и семян

Способ распространения плодов и семян

Название растения

Приспособление к распространению

Водой

Ветер

Саморазбрасывание

Животные и человек

Ольха, кокосовая пальма

Ива, тополь, осина

Одуванчик

Берёза, ясень, клён

Недотрога, горох, фасоль, акация

Лопух, череда

Рябина, бузина, брусника, черника, черемуха

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Смена покрыты белыми пушистыми волосками

«Парашютики»

Крыловидные выросты

Створки высыхают, разрываются, скручиваются и семена разбрасываются

Острые зубчики и крючки

Семена имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются

5. Задание на дом: учить параграф 31, ответить на вопросы на странице 139.

Список используемой литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград.: Учитель, 2005.
  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко - М.: Дрофа, 2005.