Поднятие рук во время намаза по сунне. Почему есть разногласия о поднятии рук в намазе? Куда следует ставить руки во время молитвы

На какой хадис ссылаются ученые, когда говорят, что нужно класть правую руку на левую в положении стоя в намазе?

Считаю рациональной необходимость подробного раскрытия (с точки зрения мусульманского богословия) такого элемента молитвы-намаза, как сложение рук в положении стоя, ведь нам (знающим и практикующим совершение обязательной молитвы) ежедневно приходится сталкиваться с этим на деле.

Для тех, кого интересует лишь практический аспект, сразу процитирую обобщенные определения, данные мусульманскими учеными по исследуемой теме: «После поднятия рук во время вступительного такбира мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Так говорят богословы-ханафиты, обосновывая свои слова соответствующими доказательствами из Сунны Пророка.

Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на живот между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой. Это мнение также имеет соответствующие обоснования» .

Для тех, кто проецирует мнения и рекомендации ученых - наследников пророков - на свою религиозную практику, зная, что любая наука требует точности, а тем более мусульманское богословие, где все имеет основание, кто жаждет аргументации суждений с соответствующими ссылками на первоисточники, представляю краткое исследование по этой теме.

Начнем с того, что подавляющее большинство мусульманских ученых , начиная со сподвижников Пророка и первых поколений после них, говорили о желательности расположения правой руки на левой в положении стоя при совершении молитвы. Именно правой на левой . Имам аш-Шавкяни подчеркивал: «В доказательство правоты этого суждения имеется двадцать хадисов от восемнадцати сподвижников и таби‘инов (представителей первого поколения после Пророка)» .

Вот несколько достоверных хадисов из упомянутых двадцати:

- «Людям повелевалось [в качестве наставления, исходившего от Пророка], чтобы мужчины клали правую руку на левую во время молитвы [в положении стоя]» ;

- «Пророк вставал [при совершении молитвы-намаза] впереди нас имамом и [в положении стоя при чтении Корана] брал свою левую руку правой рукой» ;

Ва’иль ибн Худжр передал: «Я видел Пророка молящимся, и он [в положении стоя при чтении Корана] брал левую руку правой» ;

- ‘Абдулла ибн Мас‘уд передал: «Мимо меня проходил пророк Мухаммад, когда я молился, положив левую руку на правую. Он взял мою правую руку и переложил на левую» .

2 мнения о положении рук

Что касается вопроса о том, где именно необходимо располагать руки, то по этому поводу в мусульманской религиозной практике имеются два основных мнения .

Первый вариант. Под пупком

Прямо под пупком. Оптимальная форма: правая рука на левой прямо под пупком, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. На этом сделали акцент ученые ханафитского мазхаба и такие крупные ученые, как Суфьян ас-Саври, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марузи из числа ученых шафиитского мазхаба, а также имам Ахмад ибн Ханбаль (в одном из двух основных своих мнений) и другие .

Обоснование.

Имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Сунной является класть правую руку на левую прямо под пупком» . Мухаддисы (ученые-хадисоведы) уверяли, что словами самого Пророка данное повествование не является. Приводится это повествование именно как слова имама ‘Али в сводах хадисов имамов Ахмада ибн Ханбаля, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и Абу Дауда. В то время как Ахмад ибн Ханбаль оговорил, что характеристика одного из передатчиков (‘Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи) данного хадиса не соответствует критериям достоверности (мункяруль-хадис), то, например, Абу Дауд в своем своде хадисов никак не прокомментировал наличие слабого звена в цепочке передатчиков, а лишь сослался на вышеупомянутое суждение имама Ахмада. Кстати, имам Абу Дауд приводит также слова Абу Хурайры, похожие по смыслу на слова имама ‘Али, но в иснаде (цепочке передатчиков) также присутствует имя ‘Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи .

В дополнение к этому у имама Ибн Хазма приводятся слова Анаса ибн Малика: «Расположение правой руки на левой прямо под пупком - это одна из норм этики пророков» .

Второй вариант. На груди

На груди, между грудью и пупком в области сердца .

Обоснование.

Ва’иль ибн Худжр передал: «Я молился вместе с Пророком, и он положил правую руку на левую в области груди (на грудь)» . Мухаддисы (ученые-хадисоведы) говорили о низком уровне достоверности данного хадиса, а некоторые - о недостоверности .

Итак, оба варианта расположения рук во время стояния на молитве-намазе не имеют однозначной достоверности и поэтому оба допустимы, так как известно и непоколебимо достоверно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) клал правую руку на левую (брал левую руку правой) и другим повелевал делать именно так.

Великий мухаддис имам ат-Тирмизи заключил: «Все ученые, начиная со времен сподвижников Пророка, говорили о том, что в молитве-намазе правая рука кладется на левую руку. Некоторые из них считали, что руки в таком положении располагаются над пупком, а другие - прямо под ним. И оба варианта возможны» . Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил о канонической допустимости обоих вариантов .

Так что оба вышеприведенных мнения допустимы и оба с определенной долей обоснованности появились в религиозной практике мусульман. В практическом плане молящийся должен следовать рекомендации ученых того мазхаба, мнение которых он разделяет в бо льшей части положений религиозной практики.

И в заключение подчеркну: все мусульманские ученые без исключения говорили о том, что данный аспект молитвы не является какой-то важной составляющей ее, это лишь действие из категории желательных (мустахаб), то есть какие-то неточности в нем никак не влияют на действительность молитвы-намаза .

Мы можем предположить, что смысл подобного расположения рук (будь они сложены на груди или под пупком) таков: стояние пред Господом в образе смиренно просящего и молящего о милости .

Женщины же, по мнению всех ученых, опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 873.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873, 874; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 5. С. 407, 408.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, ученые - наследники пророков». См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Среди тех, кто явился исключением и заявил о том, что руки должны быть свободно опущены, была часть ученых маликитского мазхаба. Данное мнение крайне неубедительно с точки зрения канонической обоснованности, скорее даже не имеет соответствующего обоснования. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 173.

Кстати, сам имам Малик был согласен с мнением большинства ученых о необходимости складывания рук, что упомянуто в его своде хадисов «аль-Муватто’», но из-за неверной интерпретации часть его учеников восприняли и развили мнение именно о свободно опущенных руках. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 130, хадисы № 377, 378; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 285, 286; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 394, 395.

Что касается ханбалитского мазхаба, то в нем равнозначны оба упомянутых ранее мнения (мнение ученых-ханафитов и ученых-шафиитов), то есть они согласны с обоснованностью обоих вариантов расположения рук. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873, 874.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285, 286; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 407; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 101; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 173; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 192; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 173.

Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 230, хадис № 740; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172, хадис № 500, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285, хадис № 740, «сахих».

В хадисе употреблен глагол «ахаза», который переводится как «брать», «охватывать, захватывать».

Хадис от Кабиса ибн Хульба от отца его; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172, хадис № 499, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 809, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 101, хадис № 252.

Хадис от Ва’иля ибн Худжра; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 97, хадис № 810, «сахих».

Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, Абу Дауда и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 97, хадис № 811, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 755.

Также см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, хадис № 498, «сахих», а также хадис № 501; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 5. С. 67, 68, хадис № 1770, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 657, 658, хадисы № 797, 798, а также с. 664, хадис № 803; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 191, 192, 193, хадисы № 673, 674, 675.

См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 393 и др.

См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 49; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, 174; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194.

Слова имама ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Ахмада, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 756; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 193, хадис № 676.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 758; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, хадис № 497 и пояснение к нему.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408.

См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 348; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194.

Эти слова Ва’иля ибн Худжра приведены в своде хадисов имама Муслима, но у Муслима нет упоминания «в области груди (на грудь)». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 172, хадис № 54–(401); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 114, хадис № 54–(401).

Хадис от Ва’иля ибн Худжра; св. х. Ибн Хузеймы. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 101.

Такие же слова приводятся в пояснениях к своду хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172.

См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 174.

Также см.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 659.

См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393 и др.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 115; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 174.

Вопрос: السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Я сам ханафит, но что вы можете сказать об этом хадисе. Что ханафиты говорят по этому поводу?
730 - أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْحَمِيدِ - يَعْنِى ابْنَ جَعْفَرٍ - أَخْبَرَنِى مُحَمَّدُ بْنُ عَمْرِو بْنِ عَطَاءٍ قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا حُمَيْدٍ السَّاعِدِىَّ فِى عَشْرَةٍ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- مِنْهُمْ أَبُو قَتَادَةَ قَالَ أَبُو حُمَيْدٍ: أَنَا أَعْلَمُكُمْ بِصَلاَةِ رَسُولِ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم-. قَالُوا: فَلِمَ ؟ فَوَاللَّهِ مَا كُنْتَ بِأَكْثَرِنَا لَهُ تَبَعًا وَلاَ أَقْدَمَنَا لَهُ صُحْبَةً. قَالَ: بَلَى. قَالُوا فَاعْرِضْ. قَالَ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- إِذَا قَامَ إِلَى الصَّلاَةِ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ يُكَبِّرُ حَتَّى يَقِرَّ كُلُّ عَظْمٍ فِى مَوْضِعِهِ مُعْتَدِلاً ثُمَّ يَقْرَأُ ثُمَّ يُكَبِّرُ فَيَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ ثُمَّ يَرْكَعُ وَيَضَعُ رَاحَتَيْهِ عَلَى رُكْبَتَيْهِ ثُمَّ يَعْتَدِلُ فَلاَ يَصُبُّ رَأْسَهُ وَلاَ يُقْنِعُ ثُمَّ يَرْفَعُ رَأْسَهُ فَيَقُولُ « سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ ». ثُمَّ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ مُعْتَدِلاً ثُمَّ يَقُولُ « اللَّهُ أَكْبَرُ ». ثُمَّ يَهْوِى إِلَى الأَرْضِ فَيُجَافِى يَدَيْهِ عَنْ جَنْبَيْهِ ثُمَّ يَرْفَعُ رَأْسَهُ وَيَثْنِى رِجْلَهُ الْيُسْرَى فَيَقْعُدُ عَلَيْهَا وَيَفْتَحُ أَصَابِعَ رِجْلَيْهِ إِذَا سَجَدَ وَيَسْجُدُ ثُمَّ يَقُولُ « اللَّهُ أَكْبَرُ ». وَيَرْفَعُ رَأْسَهُ وَيَثْنِى رِجْلَهُ الْيُسْرَى فَيَقْعُدُ عَلَيْهَا حَتَّى يَرْجِعَ كُلُّ عَظْمٍ إِلَى مَوْضِعِهِ ثُمَّ يَصْنَعُ فِى الأُخْرَى مِثْلَ ذَلِكَ ثُمَّ إِذَا قَامَ مِنَ الرَّكْعَتَيْنِ كَبَّرَ وَرَفَعَ يَدَيْهِ حَتَّى يُحَاذِىَ بِهِمَا مَنْكِبَيْهِ كَمَا كَبَّرَ عِنْدَ افْتِتَاحِ الصَّلاَةِ ثُمَّ يَصْنَعُ ذَلِكَ فِى بَقِيَّةِ صَلاَتِهِ حَتَّى إِذَا كَانَتِ السَّجْدَةُ الَّتِى فِيهَا التَّسْلِيمُ أَخَّرَ رِجْلَهُ الْيُسْرَى وَقَعَدَ مُتَوَرِّكًا عَلَى شِقِّهِ الأَيْسَرِ. قَالُوا صَدَقْتَ هَكَذَا كَانَ يُصَلِّى -صلى الله عليه وسلم-. قال الشيخ الألباني : صحيح
Сообщается, что Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Атаъ сказал:
– Я слышал Абу Хумайда ас-Са’иди находившегося в числе десяти сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, среди которых был Абу Къатада. Абу Хумайд сказал (своим товарищам): «Я лучше всех из вас знаю о молитве посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Они спросили: «Почему? Клянёмся Аллахом, ты не следовал за ним больше нас и не стал раньше нас его сподвижником! (Абу Хумайд) сказал: «Всё равно знаю!» Те сказали: «Рассказывай тогда!» (Абу Хумайд) сказал: «Когда посланник Аллаха становился на молитву, он поднимал руки до уровня плеч, а потом произносил слова “Аллах велик”, (и становился так,) что все его кости выпрямлялись, заняв свои места. Затем он читал (Коран), после чего произносил слова “Аллаху акбар” и поднимал руки до уровня плеч, а потом совершал поясной поклон и возлагал руки на колени, после чего выпрямлял спину и держал голову ровно, не опуская её и не поднимая. Затем он поднимал голову (после поясного поклона) и говорил: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах”/Да услышит Аллах того, кто Его восхваляет/ и поднимал руки до уровня плеч становясь ровно. После этого он говорил: “Аллаху акбар” и затем опускался на землю и отводил руки от боков. Затем он поднимал голову (с земного поклона) и подворачивал левую ногу (под себя) и садился на неё, а пальцы ног (повернув в сторону къиблы) растопыривал при совершении земного поклона, после чего совершал земной поклон и говорил: “Аллаху акбар”. Затем он поднимал голову и (снова) подворачивал левую ногу и сидел на ней, пока все его кости не возвращались на свои места. Затем он совершал то же самое в другом (рак’ате), и затем, когда он поднимался после совершения двух рак’атов, он произносил слова “Аллаху акбар” и поднимал руки так, пока они не достигали уровня плеч, как он делал это при вступлении в молитву. Затем он делал это во время остальной (части) своей молитвы. Когда он доходил до земного поклона, после которого произносятся слова приветствия, он протягивал левую ногу (под голень правой ноги) и садился на левую сторону (седалища)». (Сподвижники) сказали: «Ты сказал правду! Так молился он, да благословит его Аллах и приветствует».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/». Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями Муслима, и то же самое сказал ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/407, 443). Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис», а Ибн Хиббан подтвердил его достоверность. Аль-Хаттаби в «Ма’аллим ас-Сунан» (8/354) и Ибн аль-Къаййим в «ат-Тахзиб» (1/355) сказали: «Хадис достоверный». См. «Сахих Аби Дауд» 3/319.
Этот элемент молитвы именуется «такбират аль-ихрам». «Ат-Таваррук» – это поза, при которой молящийся садится на левое бедро и ягодицу, просунув левую ногу под голень правой и поднимает стопу правой ноги, опираясь пальцами в пол таким образом, чтобы они были направлены в сторону къиблы. В такой позе молящийся читает последний ташаххуд, при совершении молитвы в три или четыре рак’ата. Прим. пер. Также этот хадис передали Ахмад 5/424, аль-Бухари 828, и в «Раф’ аль-йадайн» стр. 5, ад-Дарими 1307, ат-Тирмизи 260, 270, 304, ан-Насаи 3/2, Ибн Маджах 862, 863, 1071, ат-Тахави 1/131, Ибн аль-Джаруд 192, 193, Ибн Хиббан 1865, 1867, 1869, аль-Байхакъи 2/24, 72, 129, Ибн Хазм 4/91. См. «Сахих Аби Дауд» 720. (Казань, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Данное повествование, а также другие подобные ему сообщения являются действительной и установленной практикой из Сунны. Поэтому имамы Шафии и Ахмад (милость им Аллаха) предпочли эти сообщения и включили действия на их основе в свой мазхаб.

Но при этом имеются и другие достоверные повествования, говорящие в пользу поднимания рук лишь при начале намаза. На основе таких сообщений имам Абу Ханифа, а также другие имамы – такие, как Суфьян Саури, – и различные последователи сподвижников (табиины) придерживались мнения, что руки следует поднимать только в начале намаза (для открывающего такбира) и нигде более.

Шейх Зафар Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) посвятил этой теме подробную главу своей книги «Игля-ус-сунан», где разъяснил точку зрения ханафитов, поддерживаемую рядом достоверных хадисов от известных сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Приведем некоторые из таких повествований:

قال عبد الله بن مسعود: ألا أصلي بكم صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم؟ فصلى، فلم يرفع يديه إلا في أول مرة

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил:
– Не совершить ли мне с вами намаз так, как делал его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?
Далее он совершил намаз, причем поднимал руки лишь в первый раз (при начале молитвы). (Тирмизи. Сунан. – № 257)

عن الأسود قال: رأيت عمر بن الخطاب رضي الله عنه يرفع يديه في أول تكبيرة ثم لا يعود

Асвад (милость ему Аллаха) рассказывал: «Я видел, как Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при первом такбире и не поднимал потом». (Тахави. Шарх маани асар. – № 1364)

عن عاصم بن كليب، عن أبيه، أن عليا، كان يرفع يديه إذا افتتح الصلاة، ثم لا يعود

Асим ибн Кулейб (милость ему Аллаха) приводил сообщение от своего отца, что господин Али (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при начале намаза и не поднимал потом. (Ибн Аби Шайба. Мусаннаф. – № 1364)

Есть и другие подобные сообщения, приводимые от таких сподвижников, как Абу Бакр и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), которые тоже поднимали руки лишь при первом такбире.

Поскольку вы являетесь ханафитом, вам следует придерживаться своего мазхаба, но при этом уважать мнения других мазхабов, тоже основанные на достоверных хадисах. Такие вопросы ни в коем случае не должны становиться причиной раздора или предметом спора.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q609

Скажите, пожалуйста, нужно ли по шафиитскому мазхабу поднимать руки в начале 3-го ракяата так же, как и в начале молитвы?

При ответе на ваш вопрос был использован один из основополагающих трудов по фикху в шафиитском мазхабе - книга «Мугни аль-мухтадж иля ма‘рифати ма‘ани алфаз аль-минхадж». Там упоминается только поднятие рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него . В книге «Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух», которая является одной из самых крупных современных энциклопедий по фикху, где содержатся мнения богословов четырех мазхабов с аргументацией, при подробном описании 36 желательных действий (сунн) в молитве-намазе в шафиитском мазхабе, наряду с упоминанием о поднятии рук в самом начале молитвы, перед поясным поклоном и после него (пункт № 1), есть упоминание и о поднятии рук, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда (пункт № 23). В сноске, поясняющей этот пункт, не дается богословского источника шафиитского мазхаба, а оговаривается, что об этом есть упоминание в хадисах . Если ставить вопрос о том, есть ли вообще в Сунне упоминание о поднятии рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда, то оно в Сунне есть. Для ознакомления обращаюсь к книге «Нейль аль-автар» известного богослова прошлого аш-Шавкяни . В ней собраны практически все хадисы, содержащие в себе канонические положения (ахкям). При этом оговариваются подробности по достоверности-недостоверности каждого хадиса на основе мнений авторитетных хадисоведов и заключения канонического порядка, которые были сделаны факихами-богословами прошлого. Из нее мы видим, что среди трех положений поднятия рук в молитве наиболее часто упоминаемым в Сунне и, по мнению богословов, однозначно нужным является поднятие рук с такбиром в начале молитвы-намаза . «Когда пророк Мухаммад вставал на молитву, он протяжно поднимал руки» (хадис от Абу Хурайры; в пяти сводах хадисов, кроме ан-Насаи). Приведу некоторые высказывания ученых по данному хадису:

- аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;

- ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;

- аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;

- аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;

- аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;

- аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;

- аль-‘Иракы: «Около пятидесяти сподвижников Пророка говорили о необходимости поднятия рук в начале молитвы, среди них и десять тех, которым была обещана еще при жизни райская обитель в вечности». После перечисления всех упомянутых цитат и многого другого, подтверждающего достоверность данной сунны, имам аш-Шавкяни заключает: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является одним из тех положений, относительно которых иджтихад недопустим». На втором месте идет «поднятие рук перед поясным поклоном и после него». Данное положение не имеет столь высокой и непоколебимой достоверности, как «поднятие рук в начале молитвы». Именно поэтому такие богословы, как аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, говорили о желательности этого, а, например, Абу Ханифа говорил, что руки нужно поднимать только в начале молитвы. Что касается «поднятия рук с такбиром, когда встаешь на третий ракяат после первого ташаххуда» (о чем говорил имам аш-Шафи‘и), то желательность этого не столь категорична. Ан-Навави, например, отмечал, что наиболее известным мнением имама Малика было мнение о желательности совершения этого. По всем вышеупомянутым положениям есть хадисы, но степень категоричности повествований и их достоверность различны. Мнение о том, что желательно поднимать руки, вставая с первого ташаххуда на третий ракяат, в шафиитском мазхабе есть, но оно не столь важно, как поднятие рук до и после поясного поклона .

В любом случае это относится к дополнительному (мустахаб). Сунной муаккядой (обязательной сунной), по мнению всех богословов, однозначно не является.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 62, 63.

См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 247–352.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 743.

Умер в 1255 г. по хиджре.

По мнению богословов-ханафитов, мужчины поднимают руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины - на уровень плеч, и произносят такбир: «Аллаху Акбар» («Бог превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам - сомкнуть. Богословы-шафииты считают, что и мужчины и женщины поднимают руки на уровень плеч и такбир произносится одновременно с поднятием рук. Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», то есть на уровень ушей.

То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 2. С. 181–189, хадисы № 666–672; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–352.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать их снова (в намазе) (Хаскафи/Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар аля ад-дурруль-мухтар, 1.340, изд-во «Булак»).

Такое мнение установлено из хадисов, переданных от больших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), таких как Абдулла Масуд, Абдуллах ибн Умар и многих других (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются ученые маликитского мазхаба.

Поднятие рук перед руку’. Существующие различия в сообщениях (хадисах)

Хадисы, где говорится о поднятии рук, можно разделить на три вида:

  • Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.
  • Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).
  • И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.

Хадисы первой группы используют те ученые, которые придерживаются мнения о поднятии рук для совершения руку’, в то время как вторую группу хадисов используют те ученые, кто считает, что руки поднимать для руку’ не нужно. Несмотря на то, что хадисов первой группы, кажется, больше, чем вторых, это еще ничего не означает, поскольку хадисы третьей группы также можно использовать в сочетании с хадисами второй группы для доказательства, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки для совершения руку’. Причиной того, что рассказчик не счел нужным упоминать о поднятии рук, может быть факт, что это не было распространенной практикой. Трудно признать, что если бы поднятие рук было бы важным элементом молитвы, рассказчик бы не упомянул об этом. Таким образом, за счет использования хадисов третьей группы как дополнительного доказательства хадисов второй группы, хадисов в поддержку мнения о том, что руки следует поднимать лишь один раз, будет больше, чем тех, где поддерживается мнение о поднятии рук.

Для продолжения дальнейшего разговора нужно понимать, что поднятие рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть несуществующее (непроизошедшее) действие, а люди обычно не упоминают о непроизошедших действиях в своих разговорах. К примеру, если некто возвращался домой из мечети и случайно упал, человек, который будет рассказывать об этом событии, наверняка скажет: «Такой-то упал», поскольку его падение было существующим событием (тем, что на самом деле происходило). Если же тот самый человек пришел домой без всяких происшествий, то никто не будет отмечать это, говоря: «такой-то не упал», так как это несуществующее (непроизошедшее действие), одно из сотен таких действий, которые также не произошли.

Этот пример можно использовать для нашего разговора - почему пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки, рассказчики не сообщали об этом. Если бы это (поднятие рук) было бы обычной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а не тем, что он делал лишь время от времени, рассказчики, конечно, сказали бы об этом. Здесь также можно привести в пример человека, который принимает пищу в строго определенное время. Если в какой-то день он не поест в обычное время, кто-то заметит, что он не поел, поскольку принимать пищу в определенное время есть существующее действие для него, которое в какой-то момент не произошло. Никто бы стал упоминать, что он не принял пищу в другое время, поскольку для данного человека принимать пищу в другое время будет несуществующим действием, которое люди не упоминают обычно.

То же самое происходит и с хадисами третьей группы, где не говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) - они также могут использоваться в качестве доказательств для точки зрения ханафитов. Это (принятие данных хадисов) значительно увеличило бы число хадисов в пользу мнения ханафитов, и эти хадисы превзошли бы численностью хадисы первой категории.

Хадисы, где говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для совершения руку’

Первая группа обычно представлена доказательствами от Ибн Умара и Малика аль-Хувайриса (да будет доволен ими Аллах) в качестве основного источника доказательств. Оба эти сахаба сообщают о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением поясного поклона (руку’). Однако оба эти сподвижника также сообщили о поднятии рук во всех упомянутых выше семи случаях. В первую группу (хадисов) принимаются рассказы этих двух сподвижников, которые сообщают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир и когда совершал руку’, и отвергали другие сообщения.

Теперь мы подошли к вопросу о сообщениях Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), которые традиционно используются теми, кто придерживается мнения о неоднократном поднятии рук в намазе. Хорошо известно, что имам Малик (рахматуллахи алейх) знал много сообщений от Абдуллы ибн Умара. Известна его знаменитая цепочка передатчиков, которая проходит через Нафи к Абдулле ибн Умару (да будет доволен ими Аллах), которую обычно называют золотой цепью (сильсилят аз-захаба). Однако в этом вопросе (поднятия рук) имам Малик не основывался на данных сообщениях, а принимал сообщения от Ибн Масуда и отдавал предпочтение практике (таамуль) людей Медины, которые поднимали руки лишь для вступительного такбира.

И второй момент. Ибн Аби Шейба и имам Тахави передают другой хадис от Ибн Умара через Муджахида, в котором нет никакого упоминания о поднятии рук (кроме как для вступительного такбира). Если бы это было постоянной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то почему она не упоминается в этом сообщении?

Кроме того, хотя существует много хадисов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о поднятии рук, в них находят множество несоответствий. Такая путаница в сообщениях рассказчика не позволяет принимать его сообщения, особенно при наличии других сообщений, которые являются более точными и последовательными. Например, в одном из таких сообщений (от Ибн Умара), о котором упоминает имам Тахави в «Мушкиль аль-Асар», передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки при каждом движении молитвы, в то время как в других его хадисах об этом не упоминается.

Хадисы, где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки

Сейчас мы приведем сообщения от разных сподвижников, в том числе и от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки лишь для вступительного такбира.

1. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Разве я не показывал тебе, как совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он, когда совершал намаз, не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира» (Сунан ат-Тирмизи, 1:59, Сунан ан-Насаи, 1:161, Сунан Абу Дауд, 1:116).

Имам Тирмизи классифицирует этот хадис как хороший (хасан). Алляма Ибн Хазм говорит, что этот хадис сахих (аль-Мухалля, 4:88), и алляма Ахмад Мухаммад Шакир, опровергая критику некоторых ученых в адрес этого хадиса в своем комментарии к Сунану ат-Тирмизи, пишет:

«Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм и другие ученые по хадису, и все утверждения о том, что он содержит дефекты, признаны неправильными».

Исходя из вышеприведенных хадисов, можно легко сделать вывод, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки регулярно во время молитвы. Ибн Масуд, Али и другие сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) никогда не передавали бы такие сообщения, если бы они наблюдали, что Посланник Аллаха и праведные халифы регулярно поднимали руки. Также можно отметить, что все сообщения Ибн Масуда последовательны в том, что в них сообщается о поднятии рук в начале молитвы, и больше ни в каком другом случае.

Наконец Урва ибн Мурра (рахматуллахи алейх) сказал:

«Когда я вошел в мечеть Хадрамаута (Йемен), я услышал, что Алькама ибн Вайль передает от своего отца, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки до и после совершения руку’. Я сообщил об этом Ибрагиму ан-Нака (рахматуллахи алейх), который гневно возразил: «Разве Вайль ибн Худжр единственный, кто видел Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Разве Ибн Масуд и другие сподвижники не видели его?» (Муватта имама Мухаммада, 92).

Следует ли поднимать руки при совершении поясного поклона – руку, возвращении в исходное положение после него, а также других действий во время молитвы?

Богословы ханафитской школы считают, что во время каких-либо действий в молитве, за исключением вступительного такбира, руки поднимать не следует. (Аш-Шибани Мухаммад Китабаль Асль Т1; с.37)В доказательство этого они приводят следующие аргументы:

1.Пророк Мухаммад (САВ), увидев однажды, как некоторые из его сподвижников поднимают руки во время молитвы, высказал им порицание: «Почему я вижу, как вы поднимаете руки, будто они хвосты упрямых лошадей?! Спокойно совершайте молитву». (Сб. Муслима, №430).

2.Однажды Ибн-Масуд сказал: «Не совершить ли мне для вас молитву (так как её совершал) Посланник Аллаха?» И совершил молитву, подняв руки только в первый раз (т.е. при произнесении вступительного такбира). (Сб. ат-Тирмизи, комментарии к № 256).

3. В хадисе аль-Бары ибн Азиба (РА) говорится: «Когда Пророк (САВ) начинал молитву, он поднимал руки близко к ушам и больше не возвращался к этому». (Сб. Абу-Дауда, №749).

4. Также сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб и Али ибн Абу-Талиб (РА) поднимали руки только при первом такбире молитвы и более не возвращались к этому. (Эти сообщения переданы ат-Тахави со слов, соответственно, аль-Асвада и Асыма ибн Кулейбы).

Впрочем, существуют хадисы, в которых говорится об обратном:

  1. Ибн-Умар (РА) сказал: «Я видел, что, когда Посланник Аллаха (САВ) вставал на молитву, он поднимал руки до тех пор, пока они не становились на уровне плеч, и делал это, когда произносил такбир для поясного поклона и когда поднимал голову с поясного поклона, но не делал этого в земном поклоне». (Сб. аль-Бухари, №736; Муслим, №390).
  2. Ваиль ибн Худжр (РА) повествует, что он видел, как Пророк (САВ), приступая к молитве, поднял руки напротив ушей, произнеся такбир, потом завернулся в одежду и положил правую руку на левую. Потом, когда захотел сделать поясной поклон, вынул руки из одежды, поднял их, затем произнёс такбир и сделал поясной поклон. Затем после фразы: «Самиа л-Лаху ли-ман хамида-х» снова поднял руки. И, совершая земной поклон, положил голову между ладонями. (Сб. Муслима, №390).

На эти хадисы ханафиты отвечают следующими аргументами:

  1. Али бин Абу-Талиб и Ибн Масуд (РА) стали сподвижниками раньше Ибн-Умара и Ваиля ибн Худжра (РА), они всегда стояли близко к Пророку (САВ), находясь в первых рядах во время молитвы, и поэтому имели лучшее представление о том, каким именно образом она совершалась. (Аш-Шибани Мухаммад Китабаль-худжжа Аля ахль-Мадина Т1; С;94.)
  2. Эти и подобные им хадисы отменены вышеприведёнными сообщениями.

Таким образом, сунной является поднятие рук только при произнесении вступительного такбира. Это касается как обязательных, так и дополнительных молитв, за исключением совершаемых в праздники Разговения и Жертвоприношения, в которых руки следует поднимать также при дополнительных такбирах, а также ночного намаза – витр, в котором руки поднимают ещё и для молитвы Кунут.