Определительные местоимения. Определительное местоимение - что это? Каким членом предложения оно обычно является? Примеры предложений, фразеологизмов и пословиц с определительными местоимениями Числительные в роли определительного местоимения

На уроке рассматриваются определительные местоимения, их значение, функции в речи, особенности употребления.

1. Местоимения, входящие в состав разряда

К определительным относятся местоимения весь, всякий, сам, самый, иной, другой, любой, каждый, все и всё .

2. Примеры употребления определительных местоимений

Босой человек поклонился, мрачно посмотрел на всех и вышел вон (А.И. Герцен).

В предложении определительное местоимение всех . Начальная форма - все .

Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему (А.Н. Островский).

Всему всё .

Я правду всю тебе открою (А.С. Грибоедов). Всю - определительное местоимение. Начальная форма - весь (м. р., ед. ч., И. п.).

Всякий может в этом убедиться, если направится в этот сад (М.А. Булгаков).

В этом предложении определительное местоимение - всякий .

Да, я сама так думала сначала (А.И. Куприн). Определительное местоимение сама . Начальная форма - сам.

Мальчик вспомнил, что в кармане у него лежат те самые спички, которые ему дал отец, уезжая в город (Е.Л. Шварц). Определительное местоимение самые , а начальная форма - самый.

Был иным я утолён,/Знал иные жажды,/ Но такой лучистый сон/Снится лишь однажды (К.Д. Бальмонт). В этих предложениях нас интересуют слова иным, иные . Это определительные местоимения.

Не вразумишь их средствами другими: Натуры грубые (Н.А. Некрасов). В данном случае рассматриваем слово другими - определительное местоимение (другой) .

3. Значение определительных местоимений

Функция определительных местоимений - определить предмет или предметы в ряду других предметов.

4. Местоимения весь , все и всё

Местоимение весь изменяется по родам, числам и падежам и имеет те же формы, что и прилагательное (весь, вся, всё, все, всех, всю и т. д.). Это местоимение, как и прилагательное, согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

Местоимения всё и все выглядят как формы местоимения весь , но отличаются от него тем, что в предложении они являются не определением, а подлежащим или дополнением, то есть заменяют они не прилагательные, а существительные. Хотя их формы полностью совпадают с некоторыми формами местоимения весь , они являются отдельными словами; в грамматическом словаре русского языка мы найдем все три слова: весь , все и всё .

Проанализируем примеры. Все пришли вовремя . Какое местоимение в этом предложении: все ? Или форма местоимения весь ? В предложении местоимение все является подлежащим, повторяет признаки существительного, значит перед нами местоимение ВСЕ.

Я всех рад видеть . Рад видеть кого? Всех . Задаем вопрос существительного, значит перед нами снова местоимение все .

Все вещи лежали на своих местах . Здесь слово все зависит от слова вещи , определяет его. Вещи (какие?) все , это определение, а значит перед нами форма местоимения весь .

Я всё сделал правильно . Сделал (что?) всё . Это дополнение. Значит, перед нами местоимение всё.

Он выпил всё молоко . Здесь местоимение всё зависит от слова молоко. Молоко какое? Всё . Значит, это определение, ведёт себя, как прилагательное - местоимение весь .

Нужно помнить, что у местоимения весь род и число - непостоянные признаки, это местоимение изменяется по родам, числам и падежам. А для местоимений все и всё род и число - постоянные признаки (все - множественного числа, а всё - всегда ед., ср. р.). Они изменяются только по падежам.

5. Местоимения сам и самый

Рассмотрим другие два однокоренных местоимения: сам и самый . Оба эти местоимения изменяются по родам и числам: самый, самая, самое, самые; сам, сама, само, сами. Кроме того, эти местоимения склоняются. Причем формы косвенных падежей (всех, кроме именительного) местоимений сам и самый очень похожи. Выглядят они одинаково, а отличаются ударением.

То же самое будет происходить с женским родом.

И. п. самая вершина, сама сестра

Р. п. сАмой вершины, самОй сестры

Д. п. сАмой вершине, самОй сестре

В. п. сАмую вершину, самоё, самУ сестру

Т. п. сАмой вершиной, самОй сестрой

П. п. о сАмой вершине, о самОй сестре

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Об определительных местоимениях ().
  2. О разрядах местоимений ().
  3. Определительные местоимения. Презентация ().

Домашнее задание

Задание №1

Просклоняйте местоимения сам, самый в среднем роде.

Задание №2

Вместо пропусков вставьте местоимения сам , самый в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение самый служит для образования превосходной степени прилагательного.

Работа на даче была для бабушки... любимым делом. Он получил подарок от... директора. Я... вскопаю грядки. Они дружили с... детства. У... забора росла берёзка. Саша может сделать это..., без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, ... загадочный.

Задание №3

Найдите в тексте определительное местоимение. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы. На какой признак указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остаётся ощущение загадки. Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей. Загадочен крик птицы, треск лопнувшей от теплоты древесной почки. Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. Чем больше мы знаем, тем сильнее желание знать (К. Паустовский).

Урок № ___ Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: « Определительные местоимения»

Цель урока: продолжить изучение разрядов местоимений.

Задачи: предметные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся; метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; личностные : воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные. Ноги-руки – все в движенье Вот и снято напряженье.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

    Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка:

Медведь неуклюж; хлеб пахуч; мороз трескуч; ландыш свеж; бор дремуч; борщ горяч; дуб могуч; день пригож; еж колюч.

Никогда не пиши ь в кратких прилагательных!

Гусиная стая, лебединая песня, шерстяная юбка, серебряная брошь, жестяной чайник; стеклянный, пламенная речь; безветренная погода; юный художник; голубиная стая.

Двое у доски, остальные – в тетради.

Самопроверка.

    Мотивация УД

Записать на доске, определить разряд всех местоимений.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Работа с текстом: подчеркнуть и определить по таблице разряды всех местоимений в стихотворении С. Есенина: СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне ,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай
с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу
мне .


Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь
ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь
ты , что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый , улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та , что всех безмолвней и грустней,

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня , в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все , в чем был и не был виноват.

Один у доски; остальные – в тетради.

Работа в 6 группах

(по количеству строф).

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.

Оформление тетради.

    Работа над темой

Позв(о,а)лять шалости

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

Н(и,е)кто не забыт

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

Ма(л,лл)яр

Б(ь,ъ)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Без(и,ы)нтересный

С(е,и)бя

Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома).

Задание 1 : Засели дом .

- В учебнике на стр. 74 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план .

Задание 2: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

Задание 3:

- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;

Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных).

Задание 4:

Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.

Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.

Работа по цепочке у доски.

Рисуют дом-таблицу.

Записывают местоимения.

Анализируют, делают предположения, отвечают.

Работа у доски.

    Физминутка

Я иду и ты идёшь , Раз, два, три Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

    Продолжение работы над темой

Задание 5

Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор ).

Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме.

Число книголюбов постоянно растёт. Для (…………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(…………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (…………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Прочитайте текст, который у вас получился.

А вот текст, который был в первоначальном виде

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.

Как бы вы озаглавили этот текст.

- Посмотрите на план нашего дома . Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу.

Задание 6 : Творческая работа .

Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вспомните и запишите хотя бы пару фразеологизмов.

Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.

Анализируют, делают выводы.

Восстанавли-вают текст.

    Закрепление

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто ; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова ; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам ; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

Какое время года у вас получилось? Попрощаемся с зимой!

Устная работа. Ответы записывают в тетрадь.

    Рефлексия, выставление оценок.

Какова была основная цель сегодняшнего урока?

Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

    Д/з., оценивание

§64, упр.458, работа с таблицей.

Запись в дневник.

ВЕСЬ день уроки САМ учу, ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу. Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске Меня зовут, я весь в тоске. Я САМЫЙ умный, но стесняюсь; ДРУГОЙ смелей меня, на зависть. ИНОЙ учитель и не знает, Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

Выпишите все местоимения.

1. Какое из местоимений не является

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

    Дай, Джим, на счастье лапу мне,
    Такую лапу не видал я сроду.
    Давай с тобой полаем при луне
    На тихую, бесшумную погоду.
    Дай, Джим, на счастье лапу мне.

    Пожалуйста, голубчик, не лижись.
    Пойми со мной хоть самое простое.
    Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
    Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

    Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
    Тебя по шерсти бархатной потрогать.

    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

    Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
    Сюда случайно вдруг не заходила?

    Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?

К числу слов, без которых трудно представить грамотную, логически правильно выстроенную речь, относятся местоимения.

Местоимение - что это?

Особенность местоимений в том, что их используют в предложениях для замены самостоятельных (именных) частей речи: существительных, прилагательных, числительных, а иногда и наречий. По грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам все местоимения делятся на несколько разрядов. Уточнить предмет или признак, о котором идет речь в предложении либо контексте, помогает определительное местоимение. Пример его использования: «Каждая из чашек имела свои особенности и стояла на своем месте». Или «Владимир решил, что все сделает сам ».

Какие местоимения относятся к определительным?

Список определительных местоимений невелик: это употребление в разных формах хорошо известных слов каждый, всякий, самый, сам, иной, другой, весь, любой . К данному разряду относятся также редко употребляемое всяческий и устаревшее всяк . Помогут же конкретизировать значение, которое обозначает каждое названное примеры.

  • «Любое (каждое, всякое ) яблоко было отборным» - с помощью этих местоимений (они взаимозаменяемы) выделяется один предмет из ряда подобных.
  • «Все гости казались очень удивлёнными» - речь в предложении идёт о совокупности лиц, рассматриваемых как нечто неделимое.
  • «Аркадий явился в участок сам » - данное местоимение указывает на лицо, которое совершает действие.
  • «Возьми другую (иную ) книгу» - т. е. отличную от данной.

Хотя порой перечисленные местоимения могут иметь и иные значения. Например:

  • Возьми в дорогу любой (т. е. какой угодно) журнал - он поможет время скоротать.
  • Всякому человеку (обобщающий оттенок) нужна семья и забота.
  • Это оказался сам (усилительное значение) Бехтерев.

Кроме того, в предложения с определительными местоимениями могут входить и слова самый или весь , часто используемые для образования превосходной степени прилагательного и наречия:

  • «Её платье оказалось самым нарядным».

  • «В новом костюме он выглядел солиднее всех собравшихся».

Нужно помнить, что слова самый и сам являются различными, хотя их формы при изменении по падежам совпадают: тот самый журнал - того самого журнала, увидел сам - увидел самого . Причем в первом случае ударным окажется первый слог, а во втором - последний.

Местоимения или наречия?

В лингвистике остаётся открытым вопрос о таких словах, как всегда , везде , всюду и под . Одни языковеды относят их к наречиям, другие выделяют в группу определительных местоимений. Пример: «Всюду оставались следы недавнего разбоя».

Поэтому нужно иметь в виду, что в учебниках русского языка разных авторов подход к делению местоимений на разряды может различаться. Это необходимо учитывать при выполнении заданий, связанных с определением части речи в предложении или контексте.

Грамматические признаки местоимений

Они определяются тем, какую самостоятельную часть речи заменяет в каждом конкретном случае местоимение.

Общее грамматическое значение, как уже было отмечено выше, - определить один предмет или признак в ряду других.

Наличие форм числа (сама-сами ) и рода (вся-весь, каждое-каждый ), изменение по падежам (всякого, всяким, о всяком ) - такие морфологические признаки обычно имеют определительные местоимения.

6 класс - именно в этот период школьники изучают местоимение как часть речи - знакомит и с их синтаксической функцией. Так как определительные местоимения чаще всего соотносятся с прилагательными, в предложении они, как правило, являются определениями, причём согласованными:

  • «Каждую минуту в мире рождается новый человечек».

Реже речь идёт о случаях, когда местоимение выступает в роли имени существительного либо личного местоимения - подлежащим или дополнением:

  • «Другой бы на его месте давно уж всё понял» - подлежащее и дополнение.

Пословицы и фразеологизмы с определительными местоимениями

Способность данных местоимений к обобщению стало причиной того, что их часто можно встретить в пословице и поговорке. Например, «Всяк кулик свое болото хвалит». Или «Каждому своя сторона мила».

Местоимения определительные часто входят и в состав устойчивых сочетаний. Вот наиболее распространённые выражения: на каждом шагу, на всех парусах, во все глаза, всякой твари по паре и другие. Многие из них имеют очень интересную историю.

Так, выражение «кричать во всю Ивановскую» берёт начало ещё с царских времен, когда глашатаи выходили на Ивановскую площадь, что рядом с колокольней Ивана Великого, и громко оглашали, т. е. кричали, указы царя. Значение определительного местоимения (примеры использования данного фразеологизма это подтверждают): голос был настолько громок, что его слышали в любом месте на площади. Отсюда «кричать (орать) во всю Ивановскую» - очень громко, так, что все слышат.

Таким образом, определительные местоимения - очень интересная часть речи, позволяющая коротко, без лишних слов, выразить свою мысль и сделать акцент на смысловой составляющей предложения или целого текста.

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что? ), имён прилагательных (какой? чей? ), числительных (сколько? ), наречий (как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные - я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные - мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

    Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: - Который час? - Пятый );

3. Местоимения-числительные - сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия - так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения : я, ты, мы, вы, он (она, оно, они ) - указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - 1-е л.; ты, вы - 2-е л.; он (она, оно, они ) - 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя - обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения : мой, твой, наш, ваш, свой - указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их .

4. Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. - употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? - местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем?

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения : тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения : сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо ).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). - Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). - Я знаю, что он здесь (союз).

3. Морфологический разбор местоимений:

План разбора местоимений

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3 лицо (для личных местоимений);
4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число (если есть);
3 род (если есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

(представьте) себе

  1. кому?
  2. Н. ф. - себя . Морфологические признаки:

    2) возвратное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
  3. В предложении - дополнение.

какого-нибудь (ботаника)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
  2. Н. ф. - какой-нибудь . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    2) неопределённое;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

который

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
  2. Н. ф. - который . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) относительное;
  3. В предложении - подлежащее.

где

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
  2. Н. ф. - где . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-наречие;
    2) относительное;
    Б) Неизменяемая форма.
  3. В предложении - обстоятельство места.

(до) этих (пор)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
  2. Н. ф. - этот . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) указательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
  3. В предложении - часть обстоятельства времени.

ничья (нога)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - ничей . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) отрицательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

он

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - он . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-существительное;
    2) личное;
    3) 3-е лицо;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - подлежащее.

свою (коллекцию)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - свой . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) притяжательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

всякими (представителями)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
  2. Н. ф. - всякий . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) определительное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.