Какие бывают религии? Религии россии.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).

За последние 10 с небольшим лет в России наступил период религиозного возрождения, возвращения населения к традиционным религиозным ценностям. Масса населения страны осталась верной своим религиозным убеждениям, о чем, в частности, свидетельствуют все объективно проведенные в последнее время опросы общественного мнения, а также стремление россиян совершать важнейшие религиозные таинства и обряды (например, такие как таинства крещения, миропомазания, причащения и брака у христиан, обряды обрезания и свадебные церемонии у мусульман и иудаистов, похоронные обряды у последователей самых различных религий и т.д.).

Самой влиятельной религией в России является христианство , и прежде всего одно из его важнейших направлений – православие , которое в нашей стране представляет в первую очередь Русская православная церковь . Согласно социологическому опросу, проведенному в 2002 г., православия сейчас придерживается 58 % . Если исходить из того, что население нашей страны, по данным Всеросийской переписи населения, составляло 9 октября 2002 г. 145,2 млн чел., то можно предположить, что православные насчитывают в ней примерно 84 млн чел.

Православие исповедует основная часть русского населения страны, а также бульшая часть таких , как , ижорцы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки, удмурты, бесермяне, чуваши, кряшены, нагайбаки, . Православными называют себя подавляющее большинство , чулымцев, кумандинцев, челканцев, шорцев, кетов, югов, нанайцев, ульчей, орочей, ительменов, алеутов, преобладающая часть , селькупов, тубаларов, тофаларов, эвенов, ороков, значительная часть энцев, теленгитов, негидальцев, небольшое число нивхов, хотя у многих из перечисленных народов Сибири и Дальнего Востока православная вера сочетается с пережитками шаманистских и других местных верований. Православными являются и большинство проживающих в России , греков и болгар. Православие распространено также среди части западных бурят, его придерживается часть (прежде всего донских) и моздокских кабардинцев.

По экспертной оценке, основанной на существовании определенной корреляционной зависимости между религиозной и этнической принадлежностью, православные преобладают среди верующих в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Исключение составляют лишь Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан, где православных немного, а также Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Башкортостан, Агинский Бурятский автономный округ, где православные, хотя и не образуют большинства населения, представлены весьма большими группами (в некоторых из этих субъектов Российской Федерации они составляют лишь немногим менее половины верующих).

Помимо Русской православной церкви, к которой относится подавляющее большинство православного населения нашей страны, в России действует и несколько других православных церковных объединений и отдельных общин, однако численность их весьма невелика. Это Российская православная автономная церковь , церковные общины, подчиненные Русской православной церкви за границей , общины, признающие руководство Киевского патриархата , разные ветви Истинно православной (катакомбной) церкви, а также утратившие священство разрозненные группы так называемых «Истинно православных христиан». Наиболее известная община Русской православной автономной церкви находится в городе Суздале Владимирской области, есть последователи этой церковной организации в Москве, Уфе, Тюмени, Уссурийске (Приморский край), Оренбургской области, Удмуртской Республике и в ряде других мест. Приход, подчиненный Русской православной церкви за границей, имеется в Краснодаре, приход, подчиненный Украинской православной церкви Киевского патриархата, – в городе Ишиме Тюменской области. Численность в России последователей Российской православной автономной церкви, а также российских приходов Русской православной церкви за границей составляет в совокупности 50 тыс. чел.

В разных местах России проживают старообрядцы – православные христиане, не принявшие проведенных патриархом Русской православной церкви Никоном в середине XVII века реформ, заключавшихся прежде всего в приведении богослужебных книг в соответствие с аналогичными книгами у греков. Старообрядцы разделяются на большое число разных групп, которые могут быть сведены в две ветви: поповцев и беспоповцев. Поповцы включают три основных церковных объединения старообрядцев: Русскую православную старообрядческую церковь (Белокриницкая иерархия), Русскую древлеправославную церковь и единоверцев.

Наиболее близки к Русской православной церкви единоверцы – группа старообрядцев сохранившая службу по старым книгам, но подчинившаяся в 1800 г. руководству Русской православной церкви. Сами себя единоверцы обычно называют православными старообрядцами. Единоверцев сейчас мало – по приблизительным оценкам от 6 до 12 тыс. чел. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, в поселке Большое Мурашкино (Нижегородская область).

Другое церковное объединение старообрядцев-поповцев – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия ) является самой крупной старообрядческой организацией страны (около 1 млн сторонников). Возникнув в беглопоповской среде (беглопоповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви), эта церковь в конце концов в середине XIX века сумела создать свою иерархию. Более всего сторонников Белокриницкой иерархии в , а также в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Саратове, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Пермской и других областях.

Еще одним объединением старообрядцев-поповцев является Русская древлеправославная церковь (по разным источникам от 250 тыс. до 500 тыс. и более чел.). Последователей этой церкви много в Москве, Московской Нижегородской, Читинской, Брянской и других областях. В Нижегородской области они сосредоточены в первую очередь в Семеновском, Уренском, Городецком районах. Недавно эта церковь раскололась, и из нее выделилась Древлеправославная церковь России, пользующаяся наибольшим влиянием в Курской области и Краснодарском крае. Сама же Русская Древлеправославная церковь теперь официально именуется Древлеправославной патриархией Московской и всея Руси.

К поповцам также относят две маленькие группы так называемых катакомбных единоверцев , впрочем, не поддерживающих с единоверцами Московского патриархата никаких отношений. Это андреевцы (около 10 тыс. чел.) и климентовцы (5 тыс. чел.). Первые встречаются в Республике Башкортостан и некоторых областях Урала, в , Краснодарском крае и Восточной Сибири, вторые – также в , на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Беспоповских объединений старообрядчества гораздо больше, чем поповских. Это Часовенное, Поморское, Федосеевское, Филипповское, Спасово согласия, бегуны, рябиновцы, мелхиседеки и др.

Последователи Часовенного согласия не считают себя беспоповцами и рассматривают отсутствие священства как временное явление. Общая численность их неизвестна, но, по-видимому, она сейчас не превышает 300 тыс. чел., хотя некогда была куда более значительной. Часовенные расселены преимущественно в Пермской, Свердловской, Саратовской и Тюменской областях, Алтайском крае, Красноярском крае и других регионах.

Поморское , или даниловское , согласие (официальное название этого церковного объединения — Древлеправославная поморская церковь ) выделяется среди большинства беспоповских согласий своей умеренностью и является из них самым многочисленным (в России — 800 тыс. чел.). Поморцы живут в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Самарской области, Алтайском крае и других местах.

Близкое к Поморскому Федосеевское согласие (10 тыс. чел.) имеет сторонников главным образом в Москве, Владимирской, Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.

Вышедшее из поморской среды Филипповское согласие , печально известное своими «гарями» (самосожжениями), сейчас, по одной из приблизительных оценок, насчитывают 200-300 чел. Филипповцы встречаются маленькими группами в городе Орле, Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области. Единственная их хорошо организованная община находится в городе Кимры Тверской области.

Численность последователей Спасова согласия (называемых также нетовцами ), вероятно, составляет 30-40 тыс. чел. Спасово согласие в основном представлено в Нижегородской, Саратовской, Владимирской, Ульяновской областях, городах Саратове, Оренбурге, Самаре, Ульяновске, Пензе, Нижнем Новгороде, Владимире и других местах.

Отделившийся от филипповцев бегунский , или страннический , толк , отличающийся общественным нигилизмом, имеет сейчас только около 1 тыс. сторонников. Сами бегуны называют себя истинно православными христианами странствующими . Они в основном сосредоточены в настоящее время в Кемеровской, Пермской, Ярославской, Томской областях, к северо-западу от города Томска. Ответвившиеся от спасовцев самокрещенцы (бабушкины, самокресты) весьма малочисленны, их не более нескольких тысяч человек. Они встречаются в Оренбургской, Нижегородской и ряде других областей.

Близок к самокрещенцам Рябиновский толк , признающий только восьмиконечный крест, изготовленный из рябины, и насчитывающий в настоящее время лишь очень небольшое число сторонников. Главными центрами сосредоточения последователей этого толка является город Чистополь в Республике Татарстан (Татарстан) и город Стерлитамак в Республике Башкортостан.

Не вполне ясно происхождение беспоповского толка мелхиседеков , последователи которого причащаются хлебом и вином, выставляемыми накануне перед иконами. Мелхиседеки имеются в Республике Башкортостан в городах Уфа, Благовещенск, Стерлитамак, Ишимбай, Бийск и в поселке Залесово Алтайского края (около 1 тыс. чел.).

Подавляющее большинство старообрядцев – русские, хотя есть среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других народов.

Помимо старообрядцев из православной среды вышли и другие деноминации, в разной мере отошедшие от православия.

Так, к православию довольно близки иоанниты – почитатели жившего в XIX — начале XX в. православного священника Иоанна Кронштадтского, которого они считали чудотворцем. Численность иоаннитов в России – 1 тыс. чел., их можно встретить в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ярославле.

Весьма далеко отошли от православия, да и от христианства вообще, так называемые духовные христиане , считающие, что Святой Дух может воплощаться в людей. К духовным христианам относятся хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Хлысты , прославившиеся своими экстатическими радениями, в настоящее время насчитывают около 10 тыс. чел. Они делятся на большое число сект (постники , Старый Израиль , Новый Израиль , Духовный Израиль , Новохристианский союз , Искупленный Израиль и др.). Хлысты сосредоточены в основном в городе Жердевка Тамбовской области, а также в городах Тамбов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Лабинск (Краснодарский край), Ставрополь, Самара, Оренбург.

От хлыстов отделилась секта скопцов , решившая бороться с получившим распространение у хлыстов блудом с помощью кастрации, за что и получила свое название. Эта малочисленная в России секта имеет небольшое число последователей в Москве, Дмитровском районе Московской области, Ярославле.

Весьма отдалились от христианства духоборцы , отвергшие Библию. В России их численность составляет 10-20 тыс. чел. Проживают духоборцы в Тамбовской, Ростовской, Оренбургской, Тульской областях, в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.

Молокане , также значительно отдалившись по своему вероучению от христианства, все же не отказались от Библии, хотя и толкуют ее аллегорически. В России живет приблизительно 40 тыс. молокан, в основном сосредоточенных в Тамбовской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

По этнической принадлежности большинство духовных христиан – русские.

К духовным христианам по некоторым позициям близки толстовцы и трезвенники.

Последователи религиозно-нравственного учения Льва Толстого основали свою организацию, которая получила название Духовное единство . Толстовцев (их численность не превышает 500 чел.) можно встретить в Москве, Ярославле, Самаре, .

Трезвенники , считающие, что в случае полного искоренения алкоголизма на Земле установится Царство Божие, представлены несколькими группами. Самая значительная и известная из них – чуриковцы (4 тыс. чел.) – названа так по фамилии своего основателя Ивана Чурикова. Живут они в Ленинградской, Вологодской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге и некоторых других местах.

Из недр православия также вышли две секты, приблизившиеся к иудаизму. Это иеговисты-ильинцы и субботники. Секта иеговистов-ильинцев была основана в середине XIX в. штабс-капитаном русской армии Н.С. Ильиным, считавшим, что скоро должен наступить Армагеддон – война Бога с Сатаной. Ильин включил в вероучение своей секты ряд элементов иудаизма. Последователи этой секты (их численность не превышает нескольких тысяч человек) в основном сосредоточены на Северном Кавказе.

Еще более уклонилась в сторону иудаизма возникшая еще в XVII в. секта субботников, отвергающая Евангелие. Число субботников составляет около 7 тыс. чел., сконцентрированы они около города Балашов Саратовской обл., а также в селе Михайловка Воронежской обл..

В России живут и представители такого направления христианства, как римский католицизм . Разные источники приводят весьма различные данные о численности католиков в России – от 300 до 500 тыс. и более чел. Этнический состав католического населения России довольно сложен: католиками являются подавляющее большинство , значительная часть венгров, меньшинство украинцев, белорусов и немцев, живущие в России малочисленные группы испанцев, итальянцев, французов и представителей некоторых других национальностей, а также маленькие группы русских и армян. Католики России в основном придерживаются трех практикуемых в католицизме обрядов: латинского (поляки, литовцы, немцы, испанцы, итальянцы, французы, большинство католиков-белорусов, часть католиков-русских), византийского (католики-украинцы, небольшая часть католиков-белорусов и маленькая группа католиков-русских) и армянского (армяно-католики). Католические приходы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Перми, Оренбурге, Иркутске, и ряде других городов.

Некоторые черты католицизма заимствовала и проникшая в нашу страну маргинальная христианская религиозная организация – Новоапостольская церковь (по разным оценкам от 6 до 50 тыс. чел.).

Хотя последователи протестантизма впервые появились в России еще в XVI веке, это направление христианства не получило сколько-нибудь широкого распространения среди коренного населения страны. В целом эта картина не изменилась и после того, как начиная с конца 1980-х годов в нашей стране появилось большое число миссионеров прежде никогда не функционировавших на территории России протестантских деноминаций. По имеющимся оценкам протестантизма сейчас придерживается не более 1% населения страны. В России представлены следующие течения протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства), меннонитство, методизм, перфекционизм, пятидесятничество и близкое к нему харизматическое движение, баптизм, адвентизм, реставрационизм.

Довольно широко представлено в России одно из основных течений протестантизма – лютеранство (по некоторым оценкам – до 270 тыс. последователей). Оно преимущественно распространено среди большей части живущих в нашей стране немцев, и . В России действуют Евангелическо-лютеранская церковь в России , на , в и Средней Азии (200 тыс. сторонников, главным образом немцы, но также часть эстонцев, латышей, финнов; с церковью организационно связаны и живущие в России реформаты-немцы), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (20 тыс. чел., в основном живущие в Ленинградской области финны-ингерманландцы), Евангелическо-лютеранская церковь (10 тыс. чел., объединяет часть проживающих в России латышей), Единая евангелическо-лютеранская церковь России , которая ввела в культ ряд элементов католицизма, и некоторые другие лютеранские церкви. Лютеране живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве, Омской, Новосибирской, Оренбургской, Волгоградской областях и некоторых других местах.

В России представлен и кальвинизм – течение протестантизма, более радикально, чем лютеранство, порвавшее с католицизмом. В стране действуют две ветви кальвинизма – реформатство и пресвитерианство. Реформатство (5 тыс. сторонников) распространено среди большей части живущих в России венгров, которые объединены в Реформатскую фундаменталистскую церковь . Его придерживается также очень небольшая группа русских, живущих в Твери. В стране есть также немцы-реформаты, однако они, как уже отмечалось, организационно объединены, как и в Германии, с местной Евангелическо-лютеранской церковью. В результате деятельности корейских миссионеров в России появились и последователи другой ветви кальвинизма – пресвитерианства . В стране сейчас имеется несколько пресвитерианских церквей (общая численность пресвитериан – 19 тыс.чел.).

Часть немецкого населения страны придерживается меннонитства . Данные о численности меннонитов в стране очень противоречивы. По одной из оценок меннонитов в России 140 тыс. чел., по другой — только 6 тыс. чел. (такое возможное резкое уменьшение их числа связывается с массовым отъездом в ).

В последнее десятилетие в результате прозелитической деятельности в России появилась заметная по численности группа методистов (12 тыс. чел.). Часть из них связана с одной из крупнейших протестантских организаций Объединенной методистской церковью (5 тыс. чел.), другая часть – с Корейской методистской церковью (7 тыс. чел.). К методизму близок перфекционизм , сторонниками которого в России являются 2,5 тыс. чел. В нашей стране имеются филиалы четырех наиболее крупных перфекционистских церквей США: Христианского и миссионерского альянса (1,6 тыс. сторонников), Церкви назарянина (250 чел.), Церкви Бога [Андерсон, Индиана] (300 чел.) и Уэслианской церкви (150 чел.).

Наиболее крупную группу протестантов России образуют ныне сторонники пятидесятничества . Общая численность сторонников этого течения протестантизма – 416 тыс. чел. (в некоторых источниках приводится гораздо более высокая цифра – 1,4 млн чел., однако она, безусловно, является сильно завышенной). Самую крупную деноминацию российских пятидесятников образуют христиане веры евангельской (по разным источникам – от 100 до 187,5 тыс. чел.), относящиеся к группе пятидесятников двух благословений и тесно связанные с крупнейшей пятидесятнической организацией мира – Ассамблеями Бога . В России представлены и другие ветви пятидесятничества: пятидесятники трех благословений (Международная пятидесятническая церковь святости – около 3 тыс. чел.), пятидесятники-унитарии (Евангельские христиане в духе апостолов – от 6 до 15 тыс. чел.). Имеется и много других, независимых пятидесятнических объединений, а также значительная группа пятидесятников, которая предпочла не регистрироваться.

К пятидесятничеству тесно примыкает харизматическое движение, сторонники которого также появились в последние годы в России. Численность харизматов по разным оценкам составляет от 72 до 162 тыс. чел. Близки пятидесятничеству и т.н. церкви полного Евангелия .

Значительное число сторонников (381 тыс. чел.) имеет в России такое течение протестантизма, как баптизм . Самой крупной баптистской организацией страны является Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (по разным оценкам – от 243 до 456 тыс. сторонников). Наряду с этим союзом в России действуют Независимые баптистские конгрегации (85 тыс. чел.), Совет церквей евангельских христиан-баптистов (от 23 до 50 тыс. последовате-лей), филиал американского Баптистского библейского товарищества (450 чел.). Свыше 90 % баптистов по национальности – русские.

В России имеются также адвентисты (111 тыс. чел.). Подавляющее большинство их – адвентисты седьмого дня (90 тыс. чел.), есть адвентисты-реформисты , или адвентисты седьмого дня верного остатка (20 тыс. чел.), и маленькая группка христиан седьмого дня (1 тыс. чел.).

Англиканство – наиболее близкое к католицизму и православию течение протестантизма – имеет на территории России очень небольшое число последователей (3,3 тыс. чел.), причем большинство из них – живущие в Москве англичане.

Остальные течения протестантов также представлены в России совсем малочисленными группами. Это реставрационисты (3,3 тыс. чел., в том числе последователи Церквей Христа – 3,1 тыс. чел., и сторонники Христианских церквей и церквей Христа – около 200 чел.), Армия спасения (3 тыс. чел.), плимутские , или христианские , братья (2,4 тыс. чел.), братья , или данкеры (1,8 тыс. чел.). Появились в стране и так называемые неденоминированные протестантские церкви.

Есть в России и так называемые маргинальные протестанты , сильно отошедшие от основ христианского вероучения: свидетели Иеговы (по разным оценкам – от 110 до 280 тыс. чел.), муниты , или сторонники Церкви объединения (30 тыс. чел.), мормоны , или последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней (от 4 до 20 тыс. чел.), сторонники Международной церкви Христа (12 тыс. чел.), последователи Христианской науки (несколько сот человек) и др.

Из христиан других направлений в России имеются последователи не согласившейся с решениями Халкидонского собора Армянской апостольской церкви (около 1 млн чел. – в подавляющем большинстве живущие в России армяне) и сторонники несторианской Ассирийской церкви Востока (около 1 млн чел. – живущие в нашей стране ассирийцы).

В Россию проник ряд сект индуизма , наиболее известной из которых является секта кришнаитов (официальное название – Международное общество сознания Кришны ). Она внедрилась в некоторых городах, по преимуществу достаточно крупных. Численность кришнаитов составляет 15 тыс. чел. Активно действуют в стране и миссионеры возникшей в XIX веке синкретической религии – бахаизма , а также основанной в США в XX веке Церкви саентологии . Среди тазов и живущих в России китайцев распространены китайские народные верования.

Особую религию исповедует живущая в России группа езидов, считающая себя отдельным народом.

В последнее время в стране возникли и собственные синкретические верования: Церковь последнего завета (сторонники ее, число которых достигает 24 тыс. чел., называются также по имени своего основателя виссарионовцами), Белое братство, секта Порфирия Иванова. Такого же типа верование – Марла Вера – появилось и у марийцев.

Далеко не все из перечисленных в тексте деноминаций смогли быть отражены на карте. Некоторые малочисленные, в основном протестантские, конфессии не позволил показать масштаб карты, а ряд небольших религиозных групп не нанесены на карту по причине неизвестности их точной локализации. Таким образом, настоящий текст можно рассматривать не только как пояснение к карте, но и как своего рода дополнение к ней.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 - Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 - молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Езидизм

Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака - изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

Иудаизм

Бог - Творец всего живого на Земле. Такого мнения придерживаются все верующие, к какой бы религии они ни относились. Интересно, что в Армении насчитывается до 3 тысяч иудеев, которые в основном проживают в Ереване.

Ислам

Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман - курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

Неоязычество

Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде - армянского известнейшего националиста.

Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В настоящее время в мире существует огромное количество религий, которые дают людям силу и веру в будущее. В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, какие бывают веры и религии?

Немало воин и разногласий произошло из-за того, что человек, определившись со своей верой и найдя источник убеждений, перестает с уважением относится к другим точкам зрения и вероисповеданиям. Но есть ли смысл выяснять кто прав или более точен в контексте такого индивидуального подхода к вопросу?

Неважно во что верит человек, главное - это то, что он находит свет и стремится к нему! Живя в гармонии с собой и неся созидательную энергию в массы, люди могут называться людьми. И не имеет значение, какое именно название религии лежит в основе его деяний.

Классификация по типам произошла из-за стремления религиоведения разделять современные и древние тенденции. Сегодня можно выделить религии по нескольким типам: племенные, мировые и национальные.

Множество народов мира называли Бога разными именами. И в каждом убеждении всегда лежала своя правда. Для одних Пасхальный кролик мог выступать в роли наивысшей силы бытия и мироздания и при этом другие имели право считать истинными языческие обряды, что иногда противоречили большинству канонам религиозной системы христианства.

Атеизм приобрел права для своего становления относительно недавно. Тотемность и принятие себя, как человека, аналогичным образом заняло место в рамка самовыражения. Если раньше человек находился на Земле, а Боги на небе, то сегодня агностицизм, как вера «между верой», проецирует совершенно иные уставы мышления и понимания мира.

О некоторых из религий мне хотелось бы поговорить более подробно. Вашему вниманию я хочу представить список разных религий народов мира. С одними из них вы конечно же будете знакомы, а вот с некоторыми столкнетесь впервые.

Буддизм

Буддизм - это одна из старейших религий в мире, зародившаяся в Индии. Благодаря своему основателю Сиддхартха Гаутама, знакомого нам, как Великий Будда, люди по всей планете до сих пор стремятся найти утешение в истинном понимании слов «пробужденный» или «просветленный».

Буддистская философия основывается на учениях о «благородных истинах». Их всего четыре. Первая объясняет существование страдания, вторая - рассказывает о его причинах, третья - призывает к освобождению, а четвертая - учит, как прийти к нему.

Догматы буддизма да и само понимание жизни, можно назвать рекой или потоком нематериальных частиц. Именно их сочетание определяет бытие существующего на Земле и во Вселенной.

Законы кармы несут за собой перерождение и поэтому, стоит с почтением относится к тому, какие деяния совершал человек в прошлой жизни. Идеал буддизма можно смело называть нравственным. Его суть облачена в девиз «Не причиняй вред. Никому! ».

А главной целью считается достижение состояния Нирваны - то бишь полного покоя и умиротворения.

Брахманизм

Эта религия также уходит корнями в Индию. Она получила развитие благодаря ведизму. О чем она учит? Самое главное - это осознание божественного начала всего насущного и осязаемого, именуемого откровениями о Брахмане.

А также о Атмане - уникальном и личном духе. Знатоки Вед играли бесценную роль в становлении брахманизма, как свободного течения. В религиозной системе изначальная роль отводилась именно им.

Главная идея основывалась на убеждении и пропаганде того, что люди уникальны и найти второго идентичного - невозможно. То бишь с самого детства человеку присуща своя уникальная сила, миссия и задача.

Брахманисты отличались сложными и культовыми обрядами. А ритуалы занимали основную часть их жизни и строго контролировались.

Даосизм

Эта религия открылась массам благодаря Китаю и ее основателю мудрецу Лао-Цзы. Благодаря философии, которая вылилась в труд всей жизни основателя — «Дао дэ цзин», религия посвящена 2 понятиям.

Слово «Дао», которое можно трактовать, как инструмент или метод и буквы «Дэ», что означают благодать, натолкнули мыслителя на глубинное переосмысление модели этого мира.

По его мыслям, можно сделать вывод, что Вселенной управляет еще более мощная сила. Суть ее возникновения полна тайн и загадок и при этом, ее влияние приводит бытие к гармонии.

Главная цель религии - это приближение человека к бессмертию. По мнению приверженцев даоса, именно оно помогает личности раскрыть всю мощь религиозного созерцания нагой красоты мира. А помогают достичь такого состояния вечной жизни дыхательные и гимнастические тренинги, алхимия, гигиена души и тела.

Джайнизм

Джайнизм - это религия, что возникла на полуострове Индостан. Вардахаман - это великий основатель религии. И именно благодаря его виденью, джайнисты убеждены в том, что наш мир никто не создавал. Он существовал вечно и продолжит свой путь не смотря ни на что.

Что главное? Самое ценное и истинное - это стремление к самосовершенствованию собственной души, укрепление ее силы. В учении говорится о том, что именно из-за такого труда над собой, происходит освобождение души от всего мирского.

Также религия не избавлена от веры в переселение душ. Джайны верят в то, что успешность проживания этой жизни напрямую связанна с тем, как ты вел себя в предыдущей.

Стоит упомянуть, что практика аскетизма весьма значительна в понимании религии, как таковой. Окончательная цель индивида - это прервать цикл перерождений. То бишь достичь Нирваны и обрести гармонию. А это может сделать только аскет.

Индуизм

Индуизм - это целая система верований или законов индусов. Она отличается тем, что не несет в себе определенные и устоявшиеся догматы. Характерными чертами или признаками последователей индуизма является авторитарность признания Ведических учений и, следовательно, брахманического устоя мировоззрения.

Хочу заметить, что полноправно имеет право исповедовать индуизм только тот человек, который может похвастаться хоть одним родителем-индийцем.

Главная идея веры, что исповедается - это следование некоторым установкам избавления. Карма, как поступок и сансара, как колесо бытия, должны быть преодолены особью для полного и истинного освобождения.

Ислам

Я не могла не упомянуть об этой мировой религии, зародившейся в Аравии. Пророк Муххамед, выступивший в Мекке, считается ее основателем. По его убеждениям, а также благодаря высказываниям, после его смерти создали труд. В будущем он стал священной книгой ислама и по сей день носит знаменитое название - Коран.

В чем суть? Главное учение гласит следующее: «Нет Бога кроме Аллаха ». А ангелы и прочие сущности высших миров не свободны, а в полном подчинении Ему.

Также, мусульмане убеждены, что их религия самая правильная, так как Муххамед — последний пророк, которого Бог послал на Землю. Знания и мудрости предыдущих религий, на взгляд мусульман не достоверны из-за того, что люди многократно переписывали и деформировали священные знания.

Иудаизм

Это наиболее ранняя религия, что возникла в Палестине. Она получила широкое распространение в основном у евреев. Вера в единого Бога, а также бессмертие души и загробную жизнь, тесно связанна с восприятием еврейского народа, как олицетворение Мессии и носителя Божественного откровения.

Священные книги иудаизма включают в себя Тору, огромное количество трудов пророков и толкования, что собраны в Талмуде.

Христианство

Это она из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля.

Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

Главная книга религии - Библия. В ней проповедуется учение о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Особенно христиане относятся к представлению о первом грехе и ко второму пришествию Христа на Землю.

Политеизм

Политеизм - это вера во многих Богов. Это можно назвать некой системой верований, целым мировоззрением или почвой для разногласий. Религия основывается на вере в нескольких божеств, что собраны в пантеон из богинь и конечно же, богов.

Политеизм относится к типу теизма и противостоит монотеизму, то бишь, вере в одного, единого Бога. И при этом, он также расходится с суждениями атеизма, где во всю отрицается существование любых высших сил.

На самом деле, такой термин был введен Филоном Александирийским потому, что появилась необходимость создать некое отличие политеизма от язычества. Так как на то время язычниками называли всех тех, кто не исповедовал иудаизм.

Джедаизм

Скорее философское течение, нежели религия, я не могла об этом не упомянуть! Джедаи верят в Силу, всеобъемлющее энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами, которое окружает и проникает во всё живое, и работают над развитием своих , примерно как рыцари джедаи из фильма « ». В джедаизме нет культовых действий и догм, а последователей этого течения уже зарегистрировано около полмиллиона, в особенности в Америке и Великобритании.

А код джедаев гласит следующее:

Нет эмоций - есть покой.
Нет невежества - есть знание.
Нет страсти - есть безмятежность.
Нет хаоса - есть гармония.
Нет смерти - есть Сила.

Так что скорее всего, джедайское направление во многом напоминает буддизм.

В заключение скажу, что на мой взгляд, центральная идея у всех религий одна: существование вышей Силы и тонких, невидимых миров, а также духовное совершенствование человека. Все религии на мой взгляд происходят от древних эзотерических знаний. Так что, будет радостно, когда каждый человек будет верить в то, что ему больше всего по душе, а также предоставит такую же свободу и остальным. Ведь в первую очередь надо оставатья людьми!

На этой философской ноте я ставлю точку.

До встречи на блоге, пока-пока!

Официальной русской религией является христианство. Религия, в которой нет ни слова о славянах. Одни евреи. В то время, как сами евреи придерживаются другой религии. Парадокс?

Что бы увидеть, почему так вышло, надо разобраться как крестили Русь. Но, только без еврейских толкований.

Патриарх Алексий II еврей; фамилия Ридигер.

Речь патриарха Алексия II в центральной синагоге Нью-Йорка перед иудейскими раввинами США 13 ноября 1991 года

“Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: “Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова”. Он Сущий — Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки. И через него восприял Свое “человечество” от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. “Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова… И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия”…
«На иконостасе нашего русского храма в Иерусалиме начертаны слова псалмопевца: “Просите мира Иерусалиму”. Это сейчас то, что нам всем нужно — и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его».

Какой вывод? Иудо-христиане поклоняются иудейскому богу яхве (иегове). То есть иудаизм воспитывает рабовладельцев, а христианство рабов. Одно без другого существовать не может!

Христианство — это ветвь иудаизма!

Достаточно узнать, что его сменивший Кирилл (фамилия Гундяев) мордвинн, и можно понять, с каким удовольствием он говорил то, во что сам не верит, что славяне до христианства были дикими, почти зверьми.


До христианства на Руси была Старая Вера - Православие. Наши предки были православными, т.к. Правь славили.

По ведическим писаниям существуют:
Явь - осязаемый мир,
Навь - мир Духов и Предков,
Правь - мир Богов.


В 988 г н.э. из Византии на Русь принесли христианство.
Киевский правитель, каган Владимир крестил Русь по греческому закону. Цель - заменить Старую Веру на, более близкую Владимиру, христианскую религию.

Владимир является сыном ключницы Малки, дочки раввина.
Так как по иудейской традиции национальность передаётся по матери, получается, что Русь крестил еврей.

Не все приняли христианство. И теперь на Руси существует двоеверие: древняя дохристианская вера - Православие и христианское Правоверие.


Началось гонение и исребление славян. Евреи начали разрушать славянские храмы.

Софийская летопись (под 991 годом) свидетельствует, что в Новгороде это сделал архиепископ Яким; в Ростовской области (по словам патерика Киевского) это сделал Исайя Чудотворец; в Ростове - Авраамий Ростовский; в Киеве - еврей Владимир.


В 1650-1660 гг московским патриархом Никоном, по указу Алексея Михайловича Романова, проведена реформа христианской церкви. Основная цель, которой не изменение обрядов, как принято считать, (троеперстное знамение, вместо двоеперстного и крестный ход в другую сторону), а уничтожении двоеверия. Было решено искоренить Старую Веру, т.к. староверы жили своими устоями и никакой власти не признавали, и навязать всем рабскую христианскую религию.

Факт подмены можно увидеть, заглянув, в «Слово о законе и благодати», самое доступное из древних писаний, как в электронном, так и в печатном виде. «Слово о законе и благодати» - написано примерно в 1037-1050 гг. первым русским митрополитом Илларионом. В нём термин «православие» встречается только в современном переводе, а в оригинальном тексте используется термин «правоверие».

А современный философский словарь вообще русскому слову «православие» даёт толкование иностранными словами: «православие - славянский эквивалент (лат.) ортодоксии (греч. ortodoxsia - правильное знание)».

Борьба со староверами имела побочный эффект. Реформа повлекла народные возмущения. И христианская церковь раскололась на две враждующих части. Тех, кто принял нововведения, называли никонианами, а старообрядцев - раскольниками. Таким образом, попытка Патриарха Никона заменить в богослужебных книгах «правоверие» на «православие» привела к расколу христианской церкви. Беспорядки охватили всю страну. Доходило и до вооружённых столкновений.

У евреев получилось ещё раз раздробить людей русских. Теперь на Руси есть староверы, христиане старообрядцы (раскольники) и христиане нового толка (никониане).

Не принявшие новую церковь эмигранты церковники остались старообрядцами, и до сей поры продолжают за рубежом служить в правоверной церкви, которая называется Российская Греко-Кафолическая церковь либо Российская Ортодоксальная церковь греческого обряда.

Споры о подмене понятий не утихали долго. И даже при Петре I, что бы не допустить гражданской войны, по отношению к христианской религии официально использовалось слово «правоверие». Закончились эти споры только при советской власти, когда образовалась христианская церковь под названием Русская Православная Церковь (РПЦ).

РПЦ и сейчас проводит политику подавления и подчинения себе славян. Она запрещает в молитвах упоминать исконно русские имена. Из 210 имён менее двух десятков являются русскими, остальные еврейские, греческие и латинские.