Инструкция о включении автономной дизельной электростанции. Рекомендации по эксплуатации дизельных электростанций

Инструкция по эксплуатации дизль-генератора АД-100/400 (ДЭС) ПС Западнокрымская

Настоящую инструкцию должны знать:

1. ИТР гр. ПС Западнокрымская

2.Дежурный диспетчер гр. ПС Западнокрымская

3.Дежурный электромонтер тр. ПС Западнокрымская.

Технический паспорт.

Марка -- АД – 100 – Т/400 1Р №9276532.

Мощность -- 100кВт.

Напряжение -- 0,4кВ.

Частота -- 50гц.

Двигатель тип ЯМЗ – 238. № 675295.

Генератор тип ГС – 100. № 84775.

Год выпуска 1992.

1. Назначение.

1.2. ДЭС предназначен для работы в условиях:

Температура окружающего воздуха от -10 до + 550С.

Пыли – с запыленностью воздуха, не более – 0,5г/м3.

2. Технические данные .

2.1. Обозначение ДЭС - АД - 100 – Т/400.

2.2. Обозначение дизеля ЯМЗ-238.

2.3. Обозначение генератора - ГС-100.

2.4. Соединение дизеля с генератором – упругая муфта.

2.5. Система пуска ДЭС - стартером.

2.6. мощность ДЭС номинальная - 100кВт.

--\\-- --\\-- максимальная в течении 2хчасов 110кВт.

2.7. Род тока - переменный трехфазный.

2.8. Частота -50 Гц.

2.10. Сила тока при Рном – 180А.

2.11. Частота вращения Рном - 1500 об/мин. На Х/х 1545об/мин.

2.12. Удельный расход топлива - 175г/ л. с./час.

2.13. Удельный расход масла - 0,38г/л. с./час.

2.14. Давление масла дизеля - 4 – 7 кгс/см2.

Максимальная температура - 980С.

2.16. Температура охлаждающей жидкости 800 – 950С, максимальная - 950С.

2.17. Допустимая перегрузка генератора на 10% сверх номинального в течение 1 часа.

2.18. Система регулирования обеспечивает плавное регулирование напряжения.

2.19. Генератор допускает длительную работу при симметричной нагрузке фаз до 25% номинального тока. При этом коэффициент небаланса линейного напряжения не превышает 10% номинального.

2.20. ДЭС обеспечивает длительную работу при нагрузке не менее 20% номинальной мощности.

3. Устройство, пуск и работа ДЭС.

3.1. ДЭС состоит из: двигателя с системой охлаждения и управления, генератор с системой возбуждения и управления, а все это смонтировано на раме.

3.2. Со стороны прицепа установлен масляный радиатор, радиатор охлаждения двигателя, двигатель, соединительная муфта, генератор, пульт управления и возбуждения генератора, над пультом топливный бак. С левой стороны находится панель управления двигателя, на подножке установлены аккумуляторы. Все оборудование ДЭС закрывается открывающимся металлическим капотом.

3.3. Пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки «СТАРТЕР», предварительно установить обороты двигателя ниже средних, после пуска отрегулировать по работе двигателя. Дальнейшая регулировка оборотов при помощи нажатия кнопки «управления обороты двигателя». Убедиться в наличии давления масла в системе двигателя по показанию прибора, прогреть двигатель до температуры 400С

3.4. Система охлаждения двигателя жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости.

Жидкость в радиаторе охлаждается принудительной циркуляцией, создаваемой помпой двигателя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется указателем, установленным на пульте управления.

Система охлаждения предназначена для поддержания рекомендуемого теплового режима.

3.5. Генератор.

В электроустановке установлен трехфазный генератор со статической системой возбуждения. Генератор служит в качестве источника электрической энергии.

3.6. Пульт управления.

Пульт управления включает аппаратуру и приборы, обеспечивающие управление и контроль за работой эл. установки. На приборной панели расположены: вольтметр, частотомер, амперметр, аппаратура контроля двигателя, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель давления масла, указатель тока аккумуляторной батареи, указатель уровня топлива в баке, выключатель стартера, переключатель управления оборотами двигателя, выключатель возбуждения генератора, потенциометр регулятора напряжения.

4. Общие указания по эксплуатацию.

4.1. К обслуживанию электроустановки допускаются лица, прошедшие обучение и подготовку по изучению устройства и инструкции по эксплуатации электроустановки.

Обслуживающему персоналу для надежной и безаварийной работы эл. установки необходимо:

Твердо знать устройство и правила эксплуатации эл. установки,

Твердо знать теоретические основы электротехники и механики в объеме, необходимом для правильной эксплуатации эл. установки.

Следить за техническим состоянием эл. установки и своевременно проводит техническое обслуживание.

Знать и соблюдать правила техники безопасности при эксплуатации дизель-генератора.

Аккуратно и правильно вести техническую документацию.

Внимание :

Перед пуском дизель-генератора необходимо проверить:

а) наличие масла в картере двигателя.

б) наличие охлаждающей жидкости или воды в системе охлаждения.

в) Проверить отключенное положение АВ – ДС.

5. Указание мер безопасности при эксплуатации.

5.1. При эксплуатации дизель-генератора должны соблюдаться меры безопасности:

а) правила устройства электроустановок (ПУЭ).

б) ТЭЭСС Правила.

в) правила безопасной эксплуатации электроустановок (ПБЭЭ).

г) правила безопасности при обслуживании аккумуляторной батареи, генератора, двигателя внутреннего сгорания.

К обслуживанию дизель-генератора допускаются лица с группой безопасности не ниже III.

Во время работы дизель-генератора не допускать посторонних лиц.

Следить за исправностью и наличием средств пожаротушения и содержать их всегда в готовности к применению.

При заправке топливом и маслом запрещается пользоваться открытым огнем или курить.

Топливо и масло заливаются специальными воронками.

Следить чтобы не было течи масла и топлива, (при обнаружении течи немедленно устранить).

Следить чтобы во время работы дизель-генератора не было возле выпускной трубы (глушителя) легковоспламеняющихся материалов

Запрещается - при работе дизель-генератора производить ремонтные работы, производить смазку и т. п.

Открывать крышку заливной горловины водяного радиатора без рукавиц, во избежание ожога.

Обслуживающий персонал должен иметь специальную подготовку.

Знать правила оказания первой помощи пострадавшему при поражении эл. током, отравлении угарным газом, ожогах. Уметь практически оказывать первую доврачебную помощь.

5.2. Электроустановка, дизель-генератор, работает в сети с изолированной нейтралью.

Для предотвращения попадания обслуживающего персонала под напряжение корпус дизель-генератора должен быть заземлен.

Эксплуатация незаземленного корпуса электроустановки запрещена.

- сопротивление изоляции должно быть не ниже 50 кОм.

Во время работы дизель-генератора необходимо соблюдать следующие правила:

Не прикасаться во время работы эл. установки к зажимам и неизолированным токоведущим частям.

Проверять перед применением защитные средства его исправность.

Не допускать к работающей электроустановке посторонних лиц.

6. Подготовка к работе дизель-генератора.

6.1. Проверить наличие топлива в топливном баке. Контроль уровня топлива осуществляется указателем «ТОПЛИВО», на пульте управления (при включенной массе).

Проверить уровень масла в поддоне и воздушном фильтре двигателя, при необходимости заправить.

Заправить систему охлаждения.

Присоединить аккумуляторные батареи к схеме.

6.2. Подготовка и включение в работу (ПУСК).

Убедится в отсутствии течи: топлива, масла, воды.

Проверить прочность контактных соединений в электрической цепи.

Проверить степень натяжения приводных ремней.

Проверить наличие заземления электроустановки.

Установить автомат выключателя в положение “ОТКЛЮЧЕНО”.

Выключить включатель “МАССЫ”.

Установить выключатель “ОБОРОТЫ” в положение выше и выставить пусковые обороты.

Включить выключатель “СТАРТЕР” (продолжительность непрерывной работы стартера не должно превышать 10 сек. Если через 10 сек. двигатель не начнет устойчиво работать, выключить стартер и спустя 1-2 мин. Повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти причину и устранить).

Прогреть двигатель до температуры 40-50*С.

Установить переключатель “ОБОРОТЫ” в положение “ВЫШЕ” и через 4-5 сек. возбудить генератор включением на 2-5 сек. Выключатель “ВОЗБУЖДЕНИЕ”, вольтметр на пульте должен показать напряжение.

Переключателем “ОБОРОТЫ” установить частоту 52-54 Гц.

Резистором “УСТАНОВКА НАПРЯЖЕНИЯ” проверить и установить вольтметр с пределом измерения 500-400-430 В.

6.3. Работа дизель-генератора в режиме холостого хода и в режиме нагрузки.

При работе дизель-генератора на холостом ходу проверить:

Показания указателя температуры воды, давления масла.

Следить за показаниями контрольно-измерительных приборов.

Поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 75-980С.

Не допускать подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.

Следить за работой щеток на контактных кольцах генератора. О всех ненормальностях, замеченных во время работы дизель-генератора, дежурные обязаны сделать запись в сменном журнале и сообщить руководству подстанции.

6.4. Дизель-генератор должен быть немедленно остановлен:

При недопустимом снижении давления масла.

При недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости.

При появлении резких необычных стуков.

При недопустимом повышении частоты вращения вала двигателя (разнос).

6.5. Остановка дизель-генератора.

Отключить автомат-I.

Установить на двигателе пусковые обороты и проработать не менее 5 минут.

Остановить двигатель устройством “ОСТАНОВ”.

Отключить выключатель массы.

6.6. Порядок и содержание дизель-генератора после окончания работы.

Проверить отключены ли выключатели и отсоединена ли кабельная сеть потребителей.

Установить дефекты, замеченные при работе.

Обтереть сухой ветошью двигатель, генератор, удалить подтеки масла, охлаждающей жидкости, топлива.

Осмотреть крепление основных составных частей электроустановки и устранить замеченные дефекты.

Допускается оставлять систему охлаждения заправленной, при заправке низкозамерзающей жидкостью.

6.7. При обнаружении неисправностей во время эксплуатации электроустановки необходимо прежде всего установить, нет ли каких либо внешних причин вызывающих появление неисправностей, и проверить нет ли обрывов проводов и нарушения контактов в цепи потребителя. Коммутационные аппараты и эл. измерительные приборы в условиях эксплуатации ремонту не подлежат.

Основные возможные неисправности двигателя, генератора, прицепа и других органов и способы их устранения подробно изложены в эксплуатационной документации на них.

7. Техническое обслуживание.

Для обеспечения нормальной работы необходимо проводить техническое обслуживание ТО.

ТО обеспечивает поддержание ДЭС в постоянной готовности к работе. Соблюдение сроков и порядка проведения ТО является обязательным условием длительной эксплуатации ДЭС.

ТО проводится обслуживающим и ремонтным персоналом подстанции.

При эксплуатации ДЭС для готовности в любое время дня и ночи необходимо:

Еженедельно запускать ДЭС на 10 мин. в летнее время на 30 мин. в зимнее время.

При выявлении неисправности необходимо устранять не дожидаясь очередного ТО.

Первое ТО проводится через каждые 125 часов работы.

Второе ТО проводится через каждые 500 часов работы.

Дефекты обнаруженные в процессе опробования устранять немедленно.

Объем работ выполняемые при ТО-1 и ТО-2 приведены в эксплуатационной документации.

Один раз в год проверять точность контрольно электроизмерительных проборов.

Один раз в год проводить ревизию автоматических выключателей, клемные соединения кабелей.

8. Техническая характеристика двигателя .

Тип двигателя ЯМЗ -238.

Число цилиндров --8.

Общий литраж -- 14,86

Номинальная мощность л. с. -- 240.

Номинальное число оборотов/ мин --1500.

Емкость системы смазки --32л.

Емкость системы охлаждения (без радиатора) --30л.

Порядок работы цилиндров -- 1-5-4-2-6-3-7-8.

Стартер типа --СТ-103.

Емкость аккумуляторной батареи -- 165 а/ч.

9. Меры ТБ при эксплуатации .

При эксплуатации электроустановки должны выполняться:

Правила устройства электроустановок (ПУЭ).

ТЭЭСС Правила.

ПРАВИЛА ПБ в компаниях, на предприятиях в организациях энергетической отрасли Украины НАПБ В.01.034-2005/111.

При эксплуатации ДЭС необходимо соблюдать следующие правила:

К обслуживанию ДЭС допускаются лица, имеющие квалификацию не ниже 3гр. по электробезопасности.

Во время работы ДЭС не допускаются посторонние лица.

Следить за исправностью средств пожаротушения и содержать их в исправном состоянии.

При заправке ДЭС топливом или маслом запрещается пользоваться открытым огнем и курить.

Следить, чтобы не было течей топлива и масла.

Запрещается во время работы ДЭС производить смазку, чистку или ремонт установки.

Открывать крышку радиатора во время работы ДЭС.

Доливку топлива производить после останова и отключения от эл\сети ДЭС с применением воронки для залива топлива.

Обслуживающий персонал должен:

Иметь специальную подготовку обеспечивающую правильную и безотказную работу ДЭС.

Знать правила оказания первой помощи пострадавшему.

Приложение 1. к инструкции по эксплуатации ДЭС

Действия оперативного персонала при полном погашении пс Западнокрымская

1. Доложить ДД СМЭС о ситуации на подстанции.

2. Проверить положение вводных автоматов ГЩУ ЩСН-0,4кВ от ТСН-1 и ТСН-2:

АВ ввода от ТСН-1 - включено.

АВ ввода от ТСН-2 – включено.

СВ – 0,4кВ - отключен, АВР в положение – «выведено».

3. ЩСН-0,4кВ П 8, 9, 10, 11, 12 АВ -- отключены.

4. ТСН-2 шкаф 0,4кВ отключить АВ-1 и АВ-2. АВ-2 перевести в контрольное положение.

5. АВ-3 перевести в положение «работа» и включить, при этом АВ ДЭС обязан находится в положении «отключен».

6. Пуск ДЭС производить согласно П – 6.2; 6.3. данной инструкции.

7. Поднять обороты ДЭС, нажатием кнопки «Возбуждение» на 2 сек. и возбудить генератор.

8. Поднять напряжение до 0,3кВ при помощи реостата.

9. Установить частоту вращения генератора 52-54Гц.

10. Отрегулировать напряжение 0,4 – 0,44кВ.

11. Включить АВ ДЭС на щите ДЭС.

12. ГЩУ ЩСН-0,4кВ П-7 проверить наличие напряжения на С-2 0,4кВ.

13. ЩСН-0,4кВ П-11 включить АВ-1 ВАЗП-2, поднять напряжение АБ 220В до 225в.

14. При необходимости включить потребители от С-2 0,4кВ.

15. Доложить ДД СМЭС о проведенных операциях.

16. Следить за работой ДЭС и напряжением на шинах 0,4кВ С-2.

17. При подачи напряжения на С-1 0,4кВ ДД ПС:

Отключает ВАЗП-2 П 11 АВ-1.

Включает ВАЗВ -1 П 3 АВ-10.

Отключает включенные АВ от С-2 0,4кВ.

Отключает АВ ДЭС и ведет на останов ДЭС согласно П 6.5 данной инструкции.

Отключает АВ-3, переводит в положение «ремонт»

АВ-2 переводит в положение «работа».

Включает АВ-1 и АВ-2 ТСН-2 0,4кВ. в работу.

18. При отсутствии напряжения от Ф№8 «Кутур» отключить АВ ввода от ТСН-2 на ЩСН-0,4кВ П-7. Включить СВ-0,4кВ П-6.

19. При подаче напряжения от Ф№8 «Кутур» восстановить нормальную схему ЩСН-0,4кВ. подстанции.

Настоящая инструкция разработана для организации безопасной работы на дизельных и бензиновых электростанциях

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе на дизельных электростанциях (ДЭС) и бензиновых электростанциях (БЭС) допускаются лица старше 18 лет, прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению работ;
— вводный инструктаж по охране труда;
— противопожарный инструктаж;
— первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;
— обучение безопасным приемам и методам ведения работ;
— проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, а также практических навыков безопасной работы, предупреждения, локализации и ликвидации аварийных ситуаций и пожаров.
1.2. В процессе работы с ДЭС и БЭС на работника могут оказывать воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы:
— подвижные части производственного оборудования;
— повышенный уровень шума;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи;
— повышенный уровень статического электричества;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— токсичность нефтепродуктов и их паров;
— движущиеся, разлетающиеся предметы при работе машин и механизмов.
1.3. Под воздействием указанных факторов при определенных условиях (несоблюдение требований безопасности, личная неосторожность, невнимательность) работник может получить:
— термические ожоги при соприкосновении с горячим маслом, при загорании на месте работ;
— отравление парами нефтепродуктов;
— травмирование вращающимися и движущимися частями механизмов в случае отсутствия или неисправности ограждения;
— поражение электрическим током.
1.4. О каждом несчастном случае, связанном с производством или работой, пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно поставить в известность соответствующего руководителя.
1.5. Персонал, выполняющий работы с ДЭС и БЭС, обязан своевременно проверять исправность действия контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств.
1.6. Пусковые механизмы (кнопки, рубильники и т.д.) для включения электродвигателей станции должны располагаться непосредственно у рабочих мест так, чтобы ими было удобно и безопасно пользоваться, и исключалась возможность самопроизвольного включения от случайных толчков и ударов.
1.7. Открытые, вращающиеся и движущиеся части электростанций (валы, шкивы, шестерни и т.д.) должны быть защищены кожухами и ограждениями.
1.8. Чистка, смазка, регулировка и ремонт ДЭС и БЭС допускается только при отключенных электродвигателях и после полной остановки станций.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть исправную спецодежду, спецобувь, убедиться в отсутствии посторонних предметов на рабочем месте.
2.2. Проверить визуально наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, герметичность патрубков и всех соединений. Краны слива охлаждающей жидкости должны быть закрыты.
2.3. Проверить наличие топлива в заправочной ёмкости. Заправлять топливом только той марки, которая соответствует данному типу ДЭС, БЭС и сезону эксплуатации.
2.4. Проверить уровень масла в двигателе. При недостаточном уровне необходимо долить масло до метки.
2.5. Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее.
2.6. Произвести внешний осмотр целостности защитных кожухов, вентилятора охлаждения и приводного ремня.
2.7. Автоматический выключатель электростанции должен быть в положении «отключено».

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Запуск двигателя происходит кнопкой «ПУСК» или поворотом ключа зажигания (для БЭС, двигатель «ХОНДА»). Не допускается включение стартера более 5 секунд за один раз.
3.2. При запуске холодного двигателя БЭС марки «ХОНДА» необходимо закрыть воздушную заслонку и открыть плавно, после того как двигатель достаточно прогреется.
3.3. На электростанциях данных марок обороты двигателя настраиваются автоматически.
3.4. После запуска двигателя ДЭС и БЭС необходимо проверить характеристики на дисплее пульта управления.
3.5. Подавать нагрузку на генератор рекомендуется после прогрева двигателя.
3.6. После запуска, на режиме прогрева, проверить герметичность соединений корпуса электростанции, топливной системы, системы отвода отработанных газов.
3.7. Во время работы двигателя необходимо:
— следить за количеством оборотов двигателя;
— следить за давлением масла;
— следить за температурой двигателя: при повышении температуры двигателя необходимо уменьшить нагрузку на генератор;
— следить за уровнем топлива в топливном баке, не допускать попадания воздуха в топливную систему.
3.8. Не допускать розлива топлива при заправке.
3.9. Избегать вдыхания выхлопных газов. Не допускать работу двигателя в закрытом помещении.
3.10. Во время работы двигателя запрещается:
— класть какие-либо предметы на корпус электростанции;
— прикасаться к глушителю.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Работа оборудования должна быть прекращена:
— при неисправности (отсутствии) предусмотренных контрольно-измерительных приборов и средств автоматики;
— при неисправности предохранительных блокировочных устройств;
— при неисправности или отсутствии защитного заземления;
— при неисправности или неполном количестве крепежных деталей;
— при внезапном появлении на корпусе оборудования ощутимого электрического тока;
— при обнаружении искрения щеток генератора;
— при возникновении пожара.
4.2. В случае возгорания оборудования или возникновения пожара необходимо немедленно отключить электростанцию, сообщить о случившемся руководителю, приступить к ликвидации очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения. При невозможности ликвидировать пожар своими силами – вызвать пожарную охрану по телефону 101 и принять меры по эвакуации людей из опасной зоны.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Снять нагрузку с генератора.
5.2. Дать поработать двигателю около трех минут для равномерного охлаждения его деталей.
5.3. Остановить двигатель нажатием кнопки «СТОП» или отключением ключа зажигания.
5.4. Произвести внешний осмотр агрегата.
5.5. Привести в порядок рабочее место.
5.6. Убрать используемые инструменты в отведенное для их хранения место.
5.7. Вымыть лицо и руки теплой водой, при необходимости принять душ.
5.8. Обо всех замеченных неисправностях, имевших место в течение работы, сообщить непосредственному руководителю.

2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТАНЦИЙ

3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ДЭС

4. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ДЭС

ЛИТЕРАТУРА


1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Наряду с централизованным способом электроснабжения потребителей от сетей энергосистем в ряде случаев необходимо предусматривать местные источники электроснабжения. К ним относятся дизельные электростанции, которые широко используются также в качестве резервных установок, обеспечивающих электрической энергией потребителей при отключении питания в случае аварий на линиях энергосистемы. Для потребителей с повышенными требованиями к бесперебойности электроснабжения установка резервных источников электроснабжения обязательна.

По назначению дизельные электростанции и электроагрегаты подразделяют на стационарные и передвижные, а по исполнению- сооружаемые во временных и постоянных помещениях. В зависимости от объемов автоматизации станции и электроагрегаты могут быть 1,2 и 3-й степени автоматизации. Они могут быть выполнены с воздушной, водовоздушной или радиаторной, а также водоводяной - двухконтурной системами охлаждения.

Передвижные дизельные агрегаты обозначаются буквами АД, стационарные

АСД или ДГ, автоматизированные агрегаты обозначаются дополнительной буквой А.

Так, передвижной дизельный электроагрегат мощностью, например, 30 кВт трехфазного переменного тока напряжением 230 В с воздушной системой охлаждения, 1-й степени автоматизации будет иметь обозначение АД-30-Т/230-А1В. Тот же агрегат в стационарном исполнении 2-й степени автоматизации обозначается АСД-30-Т/230-А2В. Неавтоматизированный стационарный агрегат той же мощности с радиаторной системой охлаждения обозначается АСД-30-Т/230-Р.

На дизельных электростанциях применяют генераторы типов СГД (синхронный генератор, дизельный), ЕСС (единой серии с самовозбуждением), ЕС (единой серии), МСД открытого и МСА защищенного исполнения с самовентилированием и др.

Передвижные дизельные электростанции выполнены как комплектные электроустановки, смонтированные на каком-либо транспортном средстве и защищенные от атмосферных воздействий. Дизельные электроагрегаты также выполняют как комплектные установки в виде отдельных блоков, чаще всего смонтированными на общей раме.

Стационарные дизельные электроустановки предназначены для нормальной работы и выработки электроэнергии необходимого качества при температуре окружающего воздуха от +8 до +40°С, высоте над уровнем моря не выше 1000 м и относительной влажности воздуха до 98% при +25° С. Передвижные электроустановки вырабатывают электроэнергию при колебаниях температуры окружающего воздуха от -50 до +50°С при той же его влажности и установке над уровнем моря на высоте до 4000 м.

Основным элементом дизельной-электроустановки (станции или агрегата) является дизель-генератор, состоящий из дизельного двигателя, электрического генератора, трехфазного переменного тока, систем охлаждения, смазочной, топливоподачи и пультов управления.

Передвижные электростанции типа ЭСД комплектуются дизельными агрегатами марки АД (АСД), а электростанции ЭСДА - агрегатами АД и АСДА.

Агрегаты типа АСД, АСДА мощностью 30-100 кВт используются в качестве резервных электроустановок. Для них применяют также электростанции типа ДЭС. Для стационарных резервных электростанций большей мощности (300-500 кВт) используют дизельные электроагрегаты типов АС, АСДА, ДГА и др. Такие резервные электростанции сооружают в закрытых помещениях. Их располагают в непосредственной близости от резервируемого объекта или в центре нагрузок, для резервирования трансформаторных подстанций потребителей с учетом резервирования в первую очередь наиболее ответственных потребителей электроэнергии.


2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТАНЦИЙ

Безотказная и безаварийная работа электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, условия эксплуатации данного оборудования.

Если ДЭС обслуживают две бригады - электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудование ДЭС в целом,

Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.

Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте, каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника. После этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию ДЭС.


2.1 Подготовка электростанций к работе

Перед пуском электроагрегат ДЭС должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 мОм.

Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 мОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, провести сушку генератора. При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправность системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторной батареи более 50% не разрешается.

Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение "Отрыто". Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.

Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные бачки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.

В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.

Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной заслонки.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС.

Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение «Ручное управление» или «Автоматический пуск».

После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленный к пуску и работе.

2.2 Пуск и остановка электростанций

Пуск и остановка ДЭС могут быть ручными - с местного щитка управления дизелем, дистанционными - с пульта дистанционного управления или автоматическим - без вмешательств обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате

Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частот вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления установки напряжения по вольтметру устанавливают на минимальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.

Для остановки ДЭС следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.

Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности.

В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка "Нормальная работа". Если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка ДЭС.

Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.

Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.

Безотказная и безаварийная работа электростанции возможна лишь при условии четкого и бесперебойного функционирования всех ее узлов и систем. Обслуживающий персонал должен ясно представлять принцип работы установленного оборудования, схем управления и сигнализации, блоков автоматики и регулирования, а также конструктивные особенности, компоновку и взаимосвязь отдельных элементов оборудования. К обслуживанию ДЭС могут быть допущены только специалисты, изучившие и освоившие техническую документацию на установленное оборудование, его материальную часть, знающие условия эксплуатации данного оборудования.

Если ДЭС обслуживают две бригады — электриков и дизелистов, то обе бригады, в совершенстве изучив непосредственно им вверенные узлы и системы, должны иметь представление о работе всего оборудования ДЭС в целом.

Лица, обслуживающие ДЭС, должны пройти в специальной комиссии проверку знания правил технической эксплуатации электроустановок, техники безопасности и пожарной безопасности, эксплуатационных инструкций, техминимума по обслуживаемому оборудованию и способов оказания первой помощи при несчастных случаях.

Для получения практических навыков в обслуживании и более детального ознакомления на месте с расположением и состоянием оборудования каждый работник, обслуживающий ДЭС, должен пройти стажирование на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством более опытного работника; после этого он допускается к самостоятельной работе. Лица, обслуживающие ДЭС, подвергаются периодической проверке знаний правил технической эксплуатации и техники безопасности. Перечисленные требования к обслуживающему персоналу позволяют обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию ДЭС.

2. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ К РАБОТЕ

Перед пуском электроагрегат ДЭС должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. Необходимо осмотреть дизель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты и устранить обнаруженные неисправности. С помощью мегаомметра 500 В проверяют сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных выключателях; сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.

Если сопротивления изоляции генератора и остальной части схемы стали ниже 0,5 МОм, следует очистить от пыли, протереть или просушить открытые электроизоляционные детали; если необходимо, произвести сушку генератора. При подготовке ДЭС к работе следует проверить степень разряженности аккумуляторных батарей и исправить системы зажигания. Пуск дизеля стартером при разряженности аккумуляторных батарей более 50% не разрешается.

Расходный топливный бак должен быть заправлен топливом, а кран топливного бака установлен в положение Открыто. Уровень топлива в расходном баке контролируется по указателю уровня топлива. Полностью заправленный расходный бак обеспечивает непрерывную работу электроагрегата в течение не менее 4 ч.

Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также заправить внутренний контур системы охлаждения водой (при ее наличии) и проверить циркуляцию воды во внешнем контуре системы охлаждения.

В системах топливопитания, смазки и охлаждения дизеля не должно быть течи. При необходимости нужно подтянуть уплотняющие гайки, зажимы и хомуты.

Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизм воздушной захлопни.

Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС.

Автоматический выключатель генератора в силовой сети должен быть отключен, а переключатель цепей управления следует поставить в положение Ручное управление или Автомагический пуск.

После проведения этих операций электроагрегат ДЭС считается подготовленным к пуску и работе.

3. ПУСК, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ИХ ОСТАНОВКА

Пуск и остановка ДЭС могут быть ручными — с местного щитка управления дизелем, дистанционными — с пульта дистанционного управления или автоматическими— без вмешательства обслуживающего персонала по сигналу автоматики при изменении контрольных параметров в сети или на другом агрегате.

Ручной пуск и остановка производятся в соответствии с заводской инструкцией. После запуска и прогрева дизеля на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до максимальной. Затем возбуждают генератор и по частотомеру устанавливают частоту тока 50 Гц с помощью изменения частоты вращения дизеля. Вращением ручки сопротивления уставки напряжения по вольтметру устанавливают номинальное напряжение генератора, после этого включают генераторный автомат и нагрузку к генератору. После пуска проверяют нормальную работу систем охлаждения воды и масла.

Для остановки ДЭС следует отключить автоматический выключатель генератора (снять нагрузку), снизить напряжение на генераторе и уменьшить частоту вращения дизеля. Дизель работает на холостом ходу с последующим медленным снижением частоты вращения до его полной остановки.

Дистанционный автоматический пуск и остановка производятся с пульта дистанционного управления или шкафа управления с помощью кнопок управления. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляются в заданной технологической последовательности схемой автоматики.

В случае удачного пуска загорается сигнальная лампочка Нормальная работа; если возникает аварийный режим, то срабатывает аварийная сигнализация или защита и происходит автоматическая остановка ДЭС.

Автоматический пуск и остановка осуществляются в определенной технологической последовательности без вмешательства персонала схемой автоматики.

Сигналом для автоматического пуска является изменение контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение или повышение напряжения, перегрузка электроагрегата, недопустимое снижение напряжения промышленной сети.

Сигналом для автоматической остановки является снижение общей нагрузки двух параллельно работающих электроагрегатов (основного и резервного) до 80% номинальной мощности или восстановление напряжения в контролируемой промышленной сети.

Автоматическая остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Включение генераторов ДЭС на параллельную работу производится в соответствии с рекомендациями.

Наблюдение за работой ДЭС в нормальных эксплуатационных условиях.

Во время работы дизеля необходимо:

  • следить за показаниями приборов контроля работы дизеля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к частям дизеля и работой различных датчиков дизеля;
  • вовремя пополнять топливные баки горючим; обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в дизеле;
  • при отсутствии автоматики следить за частотой вращения дизеля и производить, если это необходимо, ее подрегулировку.При обслуживании генератора необходимо: следить за показаниями амперметров, вольтметров, ваттметров. Превышение номинальных значений недопустимо. Допускаются несимметричная нагрузка до. 25% номинального тока и перегрузка по току не более 10% в течение 1 ч.;
  • контролировать температуру и шум подшипников. Температура подшипников контролируется на ощупь рукой (или термометром) по температуре крышек в доступных местах и не должна превышать 80° С. Шум подшипников следует прослушивать через специальную деревянную рейку. Один конец рейки нужно приложить к уху, а другой к ступице или другой части подшипникового щита. При хорошем состоянии подшипников слышен равномерный гул без стуков и ударов;
  • проверить наощупь величину вибрации генератора. Если вибрация больше обычной, ее измеряют виброметром в радиальном направлении вертикально и горизонтально. Двойная амплитуда вибрации генератора при работе с дизелем, измеренная на подшипниковых щитах, не должна превышать 0,2 мм или данных, приведенных в инструкции на генератор;
  • производить подрегулировку напряжения и частоты в пределах номинальных значений;
  • наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами: при необходимости принимать меры по устранению ненормальных режимов;
  • периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора;
  • равномерно распределять нагрузку (при отсутствии автоматики) между параллельно работающими генераторами;
  • периодически выслушивать генератор на отсутствие стуков и посторонних шумов;
  • при внезапном исчезновении показаний одного из приборов статора или ротора проверить по другим приборам, не является ли это результатом порчи самого прибора, подводящих цепей и т. д.

Если прибор или подводящея цепь повреждены, то, не изменяя режима работы генератора, надо принять меры к устранению неисправности.